Поиск..

Регион

Выбираем президента – перезагружаем политическую систему

.

Сегодня абсолютно всем очевидно, что молдавская политическая система нуждается в полной перезагрузке, иначе она рискует либо лопнуть (вспомним слова О. Нантоя о том, что “мамалыга не взрывается”), либо развалиться.

— Причины этого настолько очевидны и известны, что уже как бы и не нуждаются в какой-то особенной аргументации: хронический экономический кризис, эндемичная коррупция, массовая миграция (демографический коллапс), с которыми никак не может справиться проворовавшийся политический класс. Пандемия коронавируса лишь усугубила эту картину и сцементировала общее недовольство тем, как мы живём.

Выборы Президента Республики Молдова, таким образом, можно рассматривать и как стартовый этап такой перезагрузки. Она должна коснуться нескольких основных направлений: экономического, социального, политического, демографического и геополитического. Главным условием такой перезагрузки является поражение на выборах Игоря Додона, вход во власть политиков “новой волны”, переформатирование системы политических партий.

Почему Додон не может стать инициатором и проводником такой перезагрузки? Можно ответить и по-хамски, как это сделал сам Додон (“… потому что!”). Однако ответ на поверхности: единственное достижение Игоря Додона за четыре года мандата состоит в том, что он из “выключаемого на пять минут” кукольного президента Плахотнюка сумел стать временным смотрителем его (Плахотнюка) преступных схем. Увы, других достижений нет. Ни одно обещание, данное в 2016 году электорату, не выполнено, не осталось ни одной президентской прерогативы или обязанности, которые бы он не нарушил или не дискредитировал. Додон даже умудрился полностью потерять доверие своих кремлёвских покровителей, которые избегают его и усиленно ищут ему замену (дабы не оставлять без внимания и опеки пророссийски настроенный электорат по оба берега Днестра и в южных районах).

В этих новых выборах президента Республики Молдова, таким образом, почти нет интриги. Если судить по результатам опросов общественного мнения, коим можно доверять, будущий глава государства должен получить голоса условно левого (около 30%) или условно правого (около 30%) электората, плюс большинство из так называемого многовекториального центра, голосующего более утонченно, в зависимости и от личных качеств кандидата. В 2016 году Додон выиграл только благодаря помощи Плахотнюка, который склонил (разными неортодоксальными методами и подкупом) чашу весов в его пользу. Сейчас другая ситуация. Никто Додону помогать не собирается, все ополчились против него, никто не хочет инвестировать в него свои деньги и ожидания. Жаль, что партия коммунистов Воронина и Гражданский Конгресс Ткачука-Мунтяну-Тодуа отказались участвовать в выборах, они могли бы лишить этого наследника плахотнюковских схем каких-либо шансов на победу. Наша Партия Усатого и Партия Шор, хотя и достаточно активны в рамках того же электората, вряд ли смогут заменить Додона, как основного кандидата слева.

Все взгляды направлены на правый фланг, где достаточно много кандидатов, но реальные шансы выиграть у Додона имеет, по всем опросам и аналитическим выкладкам, только Майя Санду. Почти общепризнанный прогноз склоняется к тому, что ни Санду, ни Додон не смогут набрать большинство в первом туре, и для этого понадобится второй тур, как это уже произошло в 2016 году.

Додон, скорее всего, понимает, что он уже вне большой игры, его нигде не принимают, как в переносном, так и в прямом смысле – ни в Москве, ни в Берлине, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе. В Бухаресте и Киеве, у наших единственных соседей, он – персона нон грата. В качестве “друзей” на сегодняшний день у Додона числятся только Лукашенко и Красносельский. Он думает, что и Эрдоган, но тому уже не нужен.

Итак, если никто не ждёт и не хочет победы Додона, на что же он и его команда партии социалистов рассчитывают? Судя по их действиям – на обычный набор авторитарных методов: дискредитация и запугивание оппонентов, манипулирование общественным мнением через свои средства массовой информации, недемократическое изменение правил выборов в свою пользу, использование административного ресурса, фальсификации в день выборов и подкуп избирателей. Так уже было в 2016 году. Но теперь этот фокус не пройдёт.Тогда, в 2016-ом, сложился геополитический компромисс для “стабилизации” Молдовы, сегодня же идёт речь об её окончательном освобождении – от продажных политиков, судей, прокуроров, чиновников. И Запад, и Восток хотят видеть в лице Молдовы достойного и предсказуемого партнёра, где существует развивающееся и самодостаточное общество. Вот, почему необходима полная перезагрузка.

В принципе, это уже происходит, достаточно ознакомиться с программой Майи Санду. И её профильный декалог ценностей и правил, которых она придерживается, и предвыборные выступления говорят не только о зрелости и готовности стать главой государства, но и глубокое понимание проблем, которые нам всем вместе придётся решать. Несмотря на предвыборную риторику других кандидатов справа, прежде всего, Андрея Нэстасе и Октавиана Цыку, вряд ли следует сомневаться в том, что во втором туре все они не поддержат Санду.

Если все же допустить, что Додон, как и Лукашенко, сумеет как-то нарисовать себе победу, это будет, скорее всего, пиррова победа. И если в Белоруссии не хотят больше терпеть диктатора, то в Молдове люди не захотят ещё четыре года терпеть его “кулёчную” пародию.

 

Виорел Чиботару,

Директор Европейского Института Политических Исследований

Специально для kommersantinfo.com

 

Метки:

Смотри также: