Светлана Бивол: «Музыка Вдохновляет и Объединяет Людей, в Этом её Сила»
.
Пришла Весна, а вместе с ней – популярные в нашей стране «Мэрцишор» и Международный женский день 8 Марта. Сегодня слово – представительнице нежной половины человечества, и не только в связи с праздниками, а потому, что она – талантлива, предприимчива и харизматична. Со Светланой Бивол – Генеральным директором Национальной филармонии имени Сергея Лункевича — мы знакомы не один год, тем не менее, в разговоре сделали неожиданные обоюдные открытия.
— Светлана, я поздравляю Вас с прекрасными праздниками: фестивалем «Мэрцишор» и Международным женским днем 8 Марта.
— Спасибо, мне очень приятно.
— Как встречает наступившую весну Национальная филармония?
— Музыкой, конечно, музыкой. Символ весны в Молдове – два нежных цветочных бутона, мэрцишор. Мы дарим его друг другу, поздравляя с наступлением Весны и началом возрождения природы. Это — очень красивая легенда. Пятьдесят три года назад родился прекрасный праздник музыки, связанный с ней и названный так же – «Мэрцишор». Впервые он прошел в нашей филармонии.
— Какие у вас последние новости: возможное сотрудничество, юбилеи, долгожданные гастроли?
— 19-й год для нас очень символичен, это — время рождения знаковых фигур, титанов культуры молдавского государства. И первый из них – Глеб Чайковский, художественный руководитель филармонии. В этом году мы будем праздновать его вековой юбилей. Уже готовится совместный проект нашей концертной организации с Союзом музыкальных деятелей: конкурс, фестиваль и концерт, посвященный великому соотечественнику. 17 февраля исполнилось сто лет легендарному музыканту Алексею Стырче, и ему в году будет посвящена целая серия концертов: первый из них уже состоялся в школе его имени, следующий пройдет в консерватории, затем – на факультете музыки Бельцкого университета, а 29 марта — главный концерт в филармонии. В начале нового учебного года будет торжественно установлен бюст музыканту во дворе школы, носящей его имя. И ещё мы объявляем внеочередной конкурс Алексея Стырчи, после которого на нашей сцене состоится гала-концерт. Новинка этого года — конкурс имени великой артистки Марии Чеботарь, организованный Союзом музыкальных деятелей вместе с филармонией. В свое время был замечательный конкурс имени Марии Биешу — выпуски с международными солистами, жюри и премиями. К сожалению, он как-то быстро сошёл на нет. Я думаю, конкурс имени Марии Чеботарь будет долговечным. Сам фестиваль «Мэрцишор» — маститый проект, но всегда очень красивый, любимый, долгожданный для всех любителей искусства, и, конечно, с ежегодными новыми нотками. Есть удивительные проекты, выделяющиеся в нашей репертуарной политике и концертном сезоне: это потрясающий фестиваль DescOPERA, с шикарной программой и дирижером из Австрии Фридрихом Пфайффером, совместные проекты с посольствами — немецким, российским, польским, испанским, румынским. Этот год будет для филармонии очень насыщенным.
— Светлана, скажите, пожалуйста, музыка, танец — это вдохновение или ремесло? Когда артисту лучше оставить сцену?
— Хороший вопрос. Одно без другого не может существовать. Для профессионального танцовщика это ремесло, но без вдохновения он не сможет донести до публики прекрасный посыл танца. То же и в музыке. Классический музыкант формируется минимум 20 лет, я это говорю со знанием дела — как скрипачка. В 5 лет взяла в руки скрипку и два десятка лет училась этому ремеслу-искусству. Сейчас я не концертирую, но моё умение мне безумно – не побоюсь этого слова — помогло во всей моей деятельности, потому что музыкальное образование организовывает, развивает логику, моторику. Не случайно самые лучшие музыканты — математики и — наоборот. Физик Эйнштейн шикарно играл на скрипке, военный стратег маршал Тухачевский – тоже. Казалось бы, странный симбиоз, но мы же знаем о синергии противоположностей: минус и плюс притягиваются. Так различные призвания очень хорошо дополняют друг друга. А музыка очень сильно развивает личность.
— Среди моих друзей был скрипач, и искусство овладения этим ремеслом знакомо мне не понаслышке. Сколько мы росли вместе, столько Виктор играл на скрипке: в музыкальной школе, потом в консерватории. И все эти годы во дворе шутили: «Скрипка плачет, и Витя плачет». Его мама, чтобы загнать его со двора домой заниматься, выходила на улицу с ремнём на шее. Но, когда Виктор окончил консерваторию, бухнулся перед ней колени и поблагодарил за всё. Он стал известным музыкантом.
— Вы меня просто до слез растрогали, именно так все было, и не только у него. В нашем дворе тоже было весело: мои сверстники бегали, прыгали, играли, дружили, а меня мальчишки дразнили и дергали за косички, потому что я всегда ходила со скрипкой: рано утром — в школу, поздно вечером – из музыкалки. Отдыхать с друзьями мне было некогда. Но как я благодарна своим родителям за то, что настояли, что убедили меня учиться играть. Что же касается отношений артиста со сценой, и жизнь подтверждает это, искусство заканчивается там, где заканчивается вдохновение. Великим такой артист уже не станет.
— Светлана, в истории Молдовы были и есть всемирно известные певцы, композиторы и музыканты, их профессиональный расцвет пришелся на конец 20-го — начало этого века. Кто приходит им на смену? Есть ли в наше время таланты и вдохновение масштаба Марии Биешу, Евгения Доги?
-Знаете, Роберт, я думаю, что есть. Такие личности как Биешу и Дога уже не повторятся, но приходят другие: Марианна Буликану, Валентина Нафорница, Андрей Жилиховский. Композиторы? Да, у нас есть хорошие композиторы, просто они пишут тоже по — другому, более современно. Дога же — символ, я не знаю, займет ли кто-то когда-то его место. Талант есть талант.
— В филармонию приходит молодежь?
— Конечно!
— Я часто бываю у вас, особенно люблю джазовые фестивали. И, хочу заметить, на этих концертах всегда аншлаги, а среди поклонников жанра – много молодежи. Но есть ли среди юных знатоки и любители классической музыки?
— Молодежь активно ходит к нам, наш зритель помолодел — это замечательно, и это – свершившийся факт. Думаю, наши старания в этом отношении не проходят даром: филармония — единственная концертная организация, которая не закрыла абонементную систему для детей и студентов. В абонемент входят пять тематических концертов в год для детишек из лицеев, старшеклассников и студентов. Они приходят к нам — будущие врачи, педагоги, инженеры и юристы — проникаются величием музыки, понимают её, испытывают эмоции, а потом горячо обсуждают то, что услышали. Знаете, это дорогого стоит! В истории филармонии имени Лункевича есть много случаев, когда юноши и девушки знакомятся на концертах и становятся парой, потому что музыка вдохновляет и объединяет людей. В этом её сила.
— Знаете, Светлана, я полюбил музыку с юных лет, мне была интересна даже теория музыки. А дело всё в том, что я часто приходил в филармонию на лекторий. Был в мое время известный музыковед Дмитрий Прянишников.
— Да-да, как хорошо, что Вы вспомнили его!
— Так вот, по выходным дням мы посещали его лекции о музыке – я, хотя не учился в музыкальной школе, и ребята, которые там занимались и были обязаны слушать курс. Так как нам, друзьям, не хотелось разлучаться друг с другом ни под каким предлогом, я на этих лекциях вместе с ними получил те же музыкальные знания. Так что, спасибо, что таскали меня на них, там я музыку услышал и полюбил.
— Прекрасные воспоминания!
— Что-то в плане музыкального просвещения сохранилось в филармонии?
— Наш музыкальный лекторий живет и здравствует, его ведёт музыковед Ирина Мартынюк. Занятия проходят интерактивно, после лекций слушателей приглашают на сцену. Дети ведут себя очень непосредственно: трогают струны контрабаса, смычок, пытаются сыграть на тубе. Им всё интересно, и это здорово! Вы напомнили про Прянишникова, походы на его лекции действительно были обязательны для учеников музыкальной школы, но как интересны! Я ещё маленькой была тогда, и мы на занятии прослушали прокофьевского «Петю и волка». Комментарии Прянишникова были такими захватывающими — на всю жизнь их запомнила. С ним и патетическую симфонию Чайковского разбирали, и другие произведения. Я уже работала в филармонии десять лет, и мы делали то же, что делал когда-то Прянишников: колесили по всей республике и популяризировали музыкальную культуру. До сих пор меня часто встречают незнакомые мне люди и говорят: «Вы приезжали к нам во Флорешты, в Страшены, в детский дом или интернат, рассказывали о музыке, и мы запомнили это навсегда «. Так что, традиции филармонии живы, мы их сохраняем и будем сохранять.
— Светлана, кроме филармонии, у Вас есть дополнительные нагрузки. Полтора года назад коллеги избрали Вас главой Союза музыкальных деятелей Молдовы, при этом возлагая на руководителя определенные надежды. Какие задачи Союзу удалось решить?
— Сложилось так, что я сотрудничала с Союзом со студенческих лет. Сначала это было хоровое общество, и им руководила Тамара Чебан. Потом оно переросло в Союз музыкальных деятелей, и его 25 лет возглавляла Мария Лукьяновна, тогда же был инициирован фестиваль её имени. Потом Союзом руководил Аурел Данилэ, теперь — я. Проблемы у музыкантов нашей республики есть, мы пытаемся какие-то из них утрясти, но сложнее стало с финансированием. Собственно, этот аспект и есть причина проблем. Стараемся справляться своими силами, пока получается. Проводим и конкурсы, и фестивали различные.
— У Вас очень насыщенная жизнь и очень ответственная работа. Что Вами движет в этом марафоне? Есть личные цели, к которым стремитесь?
-Всю жизнь мною движет большая любовь к музыке. Кому-то мой ответ покажется банальным, кому-то патетичным, но факт остаётся фактом. И те, кто любит музыку, меня понимают. Кроме неё, я ничего не умею делать. По жизни я, конечно, умею делать всё, но моя цель – музыка. Я очень люблю и чувствую артистов, потому что через все этапы профессионального становления сама прошла: играла в студенческом оркестре, пела в школьном и студенческом хоре, пять лет работала в оперном театре, после которого можно уже ничего не бояться. Есть заветная цель: отремонтировать филармонию. Если это мне удастся, я буду самым счастливым человеком и директором.
— Раньше походы в филармонию были очень торжественными: публика красиво одевалась, люди встречались в большом, ярко освещённом холле, обсуждали новости музыки. Тогда в Кишинёве предпочитали общаться не в ресторанах, а в местах, связанных с искусством. У каждого были свои жанровые предпочтения, но в филармонии встречался весь город. Можно сейчас вернуть помещения, ранее принадлежавшие ей, знаменитый холл? И, если финансирование культуры не поменялось к лучшему, как вы всё-таки выживаете?
— Выживать сложно. А в холле, о котором вы говорите, по иронии судьбы сейчас расположен ресторан, в котором, кстати, работают прекрасные люди. В знаменитый холл филармонии Лункевича папа водил меня на ёлку. Он не был музыкантом, но профсоюз выделял сотрудникам детские билеты на феерические новогодние праздники в филармонию, я была совсем маленьким ребенком, но помню свои ощущения, будто это было вчера. К сожалению, холл отсекли — в более ранние времена и до моего директорства. Мне бы очень хотелось вернуть его филармонии, но при финансировании, которое есть, сложно содержать артистов и такое огромное здание, как наше! Может быть, когда-то всё вернётся на круги своя.
— Вы даже на оставшихся метрах разворачиваете выставки картин. А это значит, что художники уверены: филармония живет и действует. Иногда я нахожу здесь удивительные работы.
-Это правда. Художникам очень нравятся наши выставочные помещения, они светлые, здесь много пространства, всё видно. И почти каждый день – большой поток зрителей, тысячи глаз видят картины. Кто-то лишь бросает на них взгляд, кто-то останавливается, а кто-то хочет купить картину, было и такое. Симбиоз искусств дает свои результаты: человек видит талантливое полотно, потом слушает великую музыку и дважды испытывает ликование.
— Вот мы с Вами и подошли к главному вопросу: кто или что может сделать счастливым коллектив филармонии?
— Я думаю, что блестящий концерт. В такие моменты артисты забывают о маленькой зарплате, о проблемах, и проживают катарсис.
— Светлана, как бы Вы ни были увлечены любимым делом, не получится заниматься им 24 часа в сутки. Как отдыхаете от работы? Я узнал, что Вы любите путешествовать и стали большой поклонницей Испании, её музыки и танца фламенко. Наверное, эта страна отвечает Вашему темпераменту.
— Мне очень импонирует, что перед нашей беседой Вы изучили некоторые аспекты моего характера и интересы, большое Вам спасибо за это, Роберт. Я обожаю Испанию, всю испанскую культуру, без исключения! Попадая туда, первым делом мчусь в музеи Прадо и Пикассо. Мы много ходим пешком, Испанию – смотреть – не пересмотреть. Барселона хороша, но и побережье прекрасно. Люблю Малагу очень. У меня ощущение, что если бы я где-то ещё, кроме Молдовы, могла жить, то это — только Испания. Там всё – моё: музыка, танцы, солнце и море. На пассивный отдых времени у меня не много, и я – не большой его любитель. Практически, отдыхаю я, слушая музыку: в филармонии, дома, в поездке, других концертных залах. Не пропускаю ни одного фестиваля Марии Биешу, хожу на театральные премьеры, люблю встречаться со студентами — будущими артистами или менеджерами культуры. Получается, что отдых у меня совмещен с работой.
— Что по этому поводу говорит семья?
— Меня в семье понимают, не дергают, осознают, чем я занята.
— Кто же тянет основную семейную нагрузку?
— Все равно — я. Все с пониманием относятся к моей занятости, но приготовить, приголубить должна я, и мне это доставляет огромное удовольствие. Сын у меня уже, конечно, взрослый, самостоятельный, но очень часто приходит, у нас прекрасные отношения и, в результате, всё получается очень гармонично. Я живу в гармонии с собой, со своими любимыми людьми, с окружающими, мне кажется, ради этого стоит жить. Коллектив филармонии творит, создает настоящее — не благодаря, а вопреки. И все равно нам это удается. Я вспоминаю Чайковского, Галустяна, Ясского, Федько — это были люди, фантастично влюблённые в музыку, патриоты молдавского искусства, родной культуры. Мы каждый день находимся в этой ауре, живущей под сводами филармонии. Я ощущаю здесь дух великих артистов — Тамары Чебан, Георгия Ешану, Марии Дрэган, Николая Сулака, Тимофея Гуртового, Михая Долгана, Леночки Федько, недавно ушедшей и многих других атлантов молдавского искусства. Все они проросли в нас своим творчеством, наверное, в этом и есть самое великое счастье.
— Вы сейчас назвали людей, которых я знал лично, имел честь с ними общаться, будучи еще совсем молодым человеком. А получилось это общение своеобразно. Я проходил практику в газете, и мне дали редакционное задание: сделать материал о концерте в филармонии. Но на входе меня остановили, сказали: «Журналистов много, что будет, если каждого пускать на концерт?». Видимо, совсем зелёным я билетёрам показался. Звоню главному редактору и докладываю ситуацию, а он мне: «Какой же ты тогда журналист, если с пустяковым заданием справиться не можешь?» Рядом с филармонией была музыкальная школа, вспомнив свое босоногое детство на улице Заикина, я через окно в классе школы выпрыгнул во двор филармонии, а там, зная все входы и выходы, попал в зрительный зал. После концерта встретился с мэтрами, и редакционное задание выполнил. Так моя дружба с великими артистами и началась.
— Завидная предприимчивость! Видите, Вам помогла любовь к музыке. Роберт, огромное спасибо за интервью, за интересные вопросы и Ваши прекрасные воспоминания. Я родилась в Кишинёве, и у меня всегда было ощущение, что я в столице всех и всё знаю. После разговора с Вами поняла, что у Вас ещё больше этих знаний и впечатлений: о нашем городе, об артистах и музыкантах. Мне кажется, аура Кишинёва нас подпитывает и очень нам помогает. Но я по-прежнему удивляюсь интересу иностранцев к нему. Те, кто сюда хоть раз попал, мечтают опять приехать. Им у нас очень комфортно.
— Наш город на самом деле имеет особую ауру, его надо любить и беречь. Жаль, не все это понимают.
— Да, Вы правы, Кишинёв – это наш мир, который нужно холить и лелеять.
— Светлана, благодарю Вас за встречу, за всё, что Вы делаете для музыкального мира Молдовы и желаю успехов!
— А Вам спасибо за очень интересный разговор с замечательными лирическими отступлениями в прекрасную музыкальную историю нашего края!
Интервью вёл Роберт Западинский
Подготовили: Ольга Березовская,
Елена Семеновкер