Поиск..

Лента новостей Международные Партнёры

Лев Вершинин: «Америку более чем устраивают ядерные бомбардировки Европы».

.

В наших предыдущих беседах с международным экспертом, политологом Львом Вершининым мы сходились во мнении, что Молдова, пожалуй, самое спокойное и безопасное место в регионе. Однако сегодня все изменилось – беспрецедентная инфляция,  нерешённая проблема газоснабжения, обострение противоречий в отношениях с Гагаузией и Приднестровьем,  угроза  втягивания в противостояние России и Украины – всё  это привело к массовым протестам в стране. Антиправительственные митинги и пикеты начались ещё  в мае. С 18 сентября более сотни человек  остаются в палаточном лагере, несмотря на ранние для Молдовы холода.  70% жителей страны  разочарованы политикой властей, почти 65% поддерживают смену правительства и отставку президента Санду.  Если это – ключ к решению проблем, то кто альтернативный кандидат? Если – нет,  что делать гражданам Молдовы? Бежать?

— Ответа на этот вопрос у меня нет. Я не уверен, что он вообще есть. Куда сейчас побежишь? Вы же видите: нигде никого не ждут, везде плоховато, перспективы непредсказуемы.

Вы мне поставили вопрос не как политологу и политическому консультанту, а как человеку, у которого есть определённый опыт. В нашем страшном мире маленький человек беcпомощен. Например,  немцы, по последним опросам, ощущают два чувства: гнев и бессилие. Почему гнев? Потому что им с каждым днём становится всё хуже. Почему бессилие? Потому что с каждым днём становится хуже их законная власть, которая работает не на интересы немецкого народа. Почему? Потому, что, в основном, она воспитана и приведена во власть внешними силами.

А Молдова – даже не Германия. Ваше руководство, при всех человеческих достоинствах – не ваше руководство. Оно слепо исполняет указания тех, кто его воспитал и назначил. Среднестатистический гражданин – это даже не исчезающая величина. Если завтра вся Молдова вымрет, а руководство уцелеет, оно пожалеет только о том, что несколько сотен и тысяч единиц не сумеет использовать в своих далеко идущих целях. Я не знаю, что посоветовать.

— То есть, проблемы Республики Молдова не связаны  с дилетантизмом властей?

— Самое главное в той профессии, в которой я занят – определение целеполагания. Необходимо поставить вопрос: какие реальные цели у тех, кто решает конкретные вопросы? Разумеется, дело не в каких-то злобных внешних силах. Дело в том, что нынешнее руководство Молдовы исполняет волю своих старших партнёров, которая стабильно идёт в ущерб маленькому молдаванину и государству Молдова по одной простой причине. Первая: ваши власти наняты старшими партнёрами, воспитаны ими, и интересы старших партнёров для них приоритетны. С другой стороны, возьмём для примера вашу президентку. Майя Григорьевна ведь не глупа – у неё хорошее образование, у неё блестящий опыт, у неё блестящий английский, но является ли Майя Григорьевна Санду патриотом Молдовы? Нет, судя по тому, что она говорит и делает – она патриот Румынии. Она ощущает себя румынкой. Молдова для неё, она этого, конечно же, не говорит – некое временное недоразумение, которое должно быть румынским жудецем. Если смотреть выше – она европейка, которой все эти маленькие государственные границы не к лицу. Естественно, команда её подобрана из так называемых соросят – необязательно выученных Соросом, это только нарицательное слово, но из тех людей, которые послушно исполняют. Посмотрите на Прибалтику, где людей подводят к грани вымирания, а альтернативы нет, потому что уберут какого-нибудь Науседу, поставят какую-то Далю Грибаускайте, которая – то же самое.

Это – безвыходное положение. Вы можете получить автомобиль любого цвета при условии, что он будет чёрным. Вами руководят люди, у которых интересы руководимой ими страны даже не вторичны. У них совершенно другие задачи по отношению к этой стране, а судьба маленького человека, гражданина становится интересна только тогда, когда он, обезумев от голода, холода и безнадёги, реально толпами выходит на улицу и начинает сметать. Да и то, их это волнует только, когда они осознают, что у них нет card blanche на силовое подавление. Если же им простят всё, вплоть до стрельбы в этого маленького человека, они выведут на площадь толпы вооружённых, с промытыми мозгами, и те будут стрелять. Вы – в безвыходном положении.

Протесты набирают обороты, началась повсеместная вырубка деревьев, в соцсетях народ делится опытом установки в квартирах буржуек люди хотят выжить. Власти всерьёз надеются, что это желание можно подавить силой?

— У властей есть определённые задачи. Я недавно дико смеялся, когда Майя Григорьевна сказала по телевизору: «Мы выбираем Европейский Союз, мы выбираем демократию и процветание». Я живу в Европейском Союзе и могу сказать, что это процветание идёт под откос. Надежда на то, что удастся победить и поделить Россию – далеко не факт. Американцы сейчас ведут курс на то, чтобы сделать Европу нищей, давят на перевоз к себе производств, а у вас даже производств нет, и руководство, в общем-то, не ваше. Если зима пройдёт без каких-либо потрясений, они скажут тем, кто выжил, а выживет, как обычно, большинство: «Видите, нашими усилиями пришёл апрель. Опять солнышко, вам больше не надо топить». Но, насколько я понимаю и даже знаю, сейчас у вас настолько неидеально живётся людям, что они выходят на протесты не по идеологическим соображениям, а из-за отчаяния. Но кое у кого из руководителей, оперирующих инструментом, под названием «Майя Григорьевна Санду», это вызывает некоторые опасения. Насколько мне известно, ей поставлена задача пресечь эти выступления, в противном случае, найдут новую лошадку, чтобы свалить на неё все грехи. Дескать, профнепригодна и так далее. Санду этого, естественно, не хочет. В такой ситуации она   выполнит всё, что ей скажут. Лично моё опасение заключается в том, что в полном отчаянии, не видя выхода, она рискнёт даже воевать, к чему её тоже подталкивают. При этом она лично ничем не рискует – ей гарантирован бронированный автомобиль, и, как минимум, на один срок место сенатора Румынии.

— Пока европейские доноры дают деньги, но сами уже затянули пояса, и ручеёк для Молдовы может пересохнуть в любой момент. Есть перспектива дальнейшего продвижения евроинтеграции?  Падение евро на фоне доллара очень красноречиво.

— Ещё раз повторяю: подходить с нормальной, человеческой и даже государственной логикой ко всем вопросам не стоит. Посмотрите на Украину: людям промыли мозги, но в принципе – их гонят на убой. Тысячами единиц затыкают дырки. В России сейчас тоже мобилизация. И там людей будут гнать – никого не интересуют эти люди. Интересует земля с её чернозёмом, интересуют леса, интересуют материальные ценности.

Какое-то количество рабочих рук для Европы интересует мало, потому что сейчас в Европе производство идёт на спад. Это – результат долго выстраиваемой политики, когда за 25 лет вырастили идеальных марионеток, которые «во имя демократии»  руководят небольшими странами. Результат – страны обрушиваются в нищету, потому что их собственные власти отстаивают не государственные интересы, не общественные интересы, а результат, нужный хозяевам этих политиков. Маленькие государства – это вообще расходный материал. Как я могу дать вам ответ на вопрос «Что будет дальше?» по результатам собственных дел ваших властей и исходя из того, что Майя Григорьевна, с её блестящим английским образованием, которая могла бы быть успешным менеджером в любой крупной корпорации, стала на своё несчастье президентом страны, которую на западе и страной-то не считают?

— Уповать на слияние с Румынией в нынешних реалиях тоже не приходится.

— Не уверен, что Румыния сейчас себе это позволит. Румыны, конечно, считают Молдову частью себя, но в данный момент они в этом не заинтересованы. Если говорить о Евросоюзе, то в него  сейчас Молдову принять могут. Почему? Пару копеек ещё напечатать – не проблема. Примут, поставят базу, я условно говорю, немного денег дадут. Молдова их не пугает, она, войдя в Евросоюз, будет иметь ничтожные пару голосов, которые не сумеют сыграть на каких-то уровнях, но это – безысходность. Моя профессия – искать варианты, рекомендовать хотя бы плохие, но варианты. Я не вижу даже таких у вашей страны.

— Значит, начнется массовый исход тех, кому есть, куда идти. Но большинство-то останется.

— Ещё раз: о людях, гордо именуемых гражданами Республики Молдова, не думает никто абсолютно.

— По-вашему, протесты бессмысленны? Линчуют кого-то из властной верхушки, а дальше что?

— Суд Линча сам по себе – не ответ. Приятно, конечно, видеть негодяя в перьях, но вопрос в том, кого потенциальная волна вынесет наверх? Я на 100% уверен, что, если даже госпожа Санду слетит, у вас в Кишинёве уже есть заряженные персоны, которые перехватят и скажут: «Я знаю, как надо». И народ – наивен любой –  на какой-то момент поверит этим людям. Сейчас кто нужен? Давайте не говорить о завтра, послезавтра, сейчас нужен человек, который возьмёт на себя ответственность и обеспечит страну недорогим газом просто для того, чтобы эту зиму пережить, потеряв сотни, а не тысячи жизней. Сотни уже можете списывать. К началу марта сотни погибнут от недоедания, от холода. Нужен человек, который сейчас возьмёт на себя ответственность. Даже рискуя своей дальнейшей карьерой, обеспечит людям нормальное дожитие до весны, чтобы они хотя бы Витамин Д начали бесплатно получать.

— Тот, кто сменит внешнюю риторику и получит тот самый российский газ за посильную цену?

— Тот, кто в нынешней ситуации возьмёт на себя ответственность обеспечить страну дешёвым газом – политический, а, возможно, и не политический камикадзе. То есть, как только станет теплее, его так или иначе снесут, поскольку он станет лишним. Я не знаю, есть ли в Республике Молдова политик, который возьмёт на себя тяжелейшую ответственность помочь стране пережить несколько страшных месяцев, заведомо проигрывая в личном плане. Я не верю, что в Молдове есть такой политик. Да, у вас есть умные люди, но именно умный человек на такое не пойдёт. Или для этого надо действительно очень любить Молдову, и искренне ощущать людское горе.

— Я даже не могу предположить, кто бы это мог быть.

— И я реально не могу. Страшное время, когда у людей нет будущего.

— Вы сказали о том, что Майя Санду может решиться воевать.

— Смотрите, в безысходной ситуации какие есть варианты? – Начинать войну, она всё спишет, объявить военное положение. Если будет совсем-совсем плохо, Майя Григорьевна, поплакав, приказав готовить бронированный Мерседес до границы с Румынией, вполне может либо попросить Украину ударить по Приднестровью, либо своими силами ударить, либо попросить румын помочь в любом виде пойти на внешнее обострение, чтобы согласно закону заткнуть если не внутренние проблемы, то внутренние протесты. Когда она послала в маленькую Гагаузию небольшие силовые структуры, я содрогнулся, так как Санду –  рассудочная женщина, из тех, которые могут вначале пореветь, а потом принять жёсткие решения, куда жёстче мужских. Но она – разумный человек, и в Комрате не произошло то, что могло бы произойти.

Каждый день меняются условия – мир вступает в войну. Это вполне серьёзная предвоенная ситуация и использовать крошечную Молдову, на уровне Евросоюза, Вашингтона, как запал какой-то –  почему бы и нет? Естественно, Молдова переживёт эту зиму и эту ситуацию. Естественно, большинство выживет – оно всегда выживает, но перспективы – вообще никакой.

— Если захотят использовать как запал, вы видите участие Российской Федерации в виде помощи Приднестровью?

— Месяца 2-3 назад я бы сказал, что не вижу, потому что Россия далеко. На сегодняшний день ситуация меняется ежедневно. Россию заставили явиться на войну, а война – это совсем другие технологии и горизонты. Естественно, Россия поможет Приднестровью. Военными силами может и не сможет, хотя никто не знает, что будет через две недели, но бабахнуть чем-нибудь состоятельным – вполне. Вы же видите, что происходит.

— Протесты в Молдове нацелены на смену власти для смены внешней риторики и хотя бы минимальной коррекции курса. Это поможет договориться с Россией о дешёвом газе, поскольку любой другой не потянет никто?

— Будь я на месте московского руководителя, просто за реальную нейтральность, за реальное молчание, дал бы Молдове газ на зиму на самых минимальных ценах, но поставил бы условие – недельный контракт. Неделю молчишь, не выпендриваешься – вот тебе газ. Вторую неделю молчишь – на тебе ещё газ.

— Удобнее десятидневками.

— Можно и десятидневками. А как говорить с мелкими политиками, которые за себя не отвечают? Я не в упрёк молдаванам это говорю, такая ситуация у многих маленьких стран. И только Венгрия в рамках Евросоюза упирается, но у вас нет Орбана, у вас нет Лукашенко, у вас есть только соросовская девочка Майя.

— Как сейчас обстоят дела в теплых странах ЕС?

— Я живу в Испании, здесь всё полегче, так как газ поступает из Алжира. У нас нет той реальной трагедии, которая начинается в Германии и Англии.

Мир вступает в войну – сказали вы.

— США заинтересованы в третьей мировой при одном условии, что в Америку не полетят трансконтинентальные ракеты.

— Как они могут быть в этом уверены со стороны России?

— Вот поэтому третьей мировой ещё нет. Только Америку более чем устраивают ядерные бомбардировки Европы. Всё закончится, и она придёт на это пепелище с очередным Планом Маршалла. Америку полностью устраивает ослабление Европы – это же, по сути, война Америки против России и Европы. Европу ей надо разорить, а Россию ограбить. Сейчас возможно реально всё – момент, когда всё на таких высоких уровнях, что ни один уважающий себя эксперт не сможет построить прогноз на долгий период. Ситуация, в плохом смысле, предвоенная, и она мастерски сформирована в высоких кабинетах Вашингтона и Лондона. Субъектность даже таких монстров, как Германия, абсолютно невысока. Но, если, допустим, в Германии гнев и бессилие немцев сможет смести глупую коалицию и привести более ответственных правителей, то что может Молдова? Ничего, у вас всё куплено. На местном уровне, конечно, могут кого угодно закопать, но не более.

Мы не знаем, на что сейчас готовы пойти американцы и англичане, натаскивая Европу на вмешательство в конфликт. Что сейчас видим? Европейцы, которые хоть как-то отвечают за свои страны – брыкаются, договариваются с Путиным. Путину тоже лишняя головная боль не нужна, он 8 лет шёл на все условия, соглашался со всем, прослыв посмешищем. Шёл, лишь бы не пошла волна обострения, а американцы нагнетали. Украину рассматривать как государство нельзя, она – инструмент. Молдова, в лучшем случае,  инструментик. С другой стороны, ваша страна слишком близко к Чёрному морю, может и накрыть.

— Россия сохраняет свою готовность вести переговоры с Украиной, значит, точка невозврата не пройдена?

— Вы считаете, что руководство России настроено на развал страны, на выплату компенсаций и поездку в Гаагу нескольких крупных фигур?

— Я считаю, варианты договориться есть всегда.

— Уже нет. Западу нужны ресурсы России. За счёт российских ресурсов он хочет выйти из кризиса, в который себя загоняет всё больше и больше. При этом европейским странам, вплоть до самых маленьких, пообещали долю. Почему, вы думаете, прибалтийские карлики такие борзые? Им обещали безопасность и долю за участие. В такой ситуации Россия не отступит.

На каком этапе впишется Китай?

— Он, безусловно, впишется – когда сочтёт нужным.

 

Интервью вела

Ольга Березовская,

cпециально для kommersantinfo.com

/Кишинёв-Валенсия/

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья