«Наступит ясность во власти – будет равновесие в обществе»
.
— Для того,чтобы руководители страны могли обеспечить обществу спокойствие и развитие, они должны, в первую очередь, установить стабильность в своем союзе, чего пока нет. Правящую коалицию ПСРМ-ACUM никак не назовешь образцом прочности и равновесия.
Пресловутая реформа юстиции, которая, как нам заявляют в правительстве, должна избавить Молдову от «тяжкого наследия» Плахотнюка, буксует, не ясны ни её конечные цели, ни механизмы реализации. Судейский корпус лихорадит, вокруг конкурса на должность генерального прокурора идёт какая-то возня.
Дестабилизирующим фактором выступают и отдельные политические лидеры. Не успел закончиться второй тур местных выборов, как председатель Платформы DA Андрей Нэстасе не только со старта отверг предложение нового кишинёвского примара Иона Чебана сформировать и в муниципальном совете столицы коалицию, аналогичную парламентской, но дал понять, что не исключает вероятность проведения досрочных парламентских выборов. С другой стороны, президент Игорь Додон, трактуя выигрыш Чебана как «большую победу ПСРМ» (хотя в действительности роль партийных структур, особенно до первого тура, в его избирательной кампании была весьма сомнительной), озвучил требование о пересмотре состава правительства в пользу социалистов. Понятно, что такого рода активность генерируется с прицелом на предполагаемую президентскую гонку, то есть на новую избирательную кампанию, которая может по факту стартовать уже весной 2020 года.
На эту кампанию нацелены и политики с крайне правого, унионистского фланга, где уже слышится нетерпеливый «топот копыт», наверняка в ней захочет принять участие и «новый старый» примар Бельц, лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый. И, как у нас водится, очередная кампания по выборам вновь обернётся политической войной всех против всех. Какие уж тут стабильность и развитие, когда столько желающих продемонстрировать своё «политическое эго»?
Стабильности не может быть и потому, что нет ясности с молдавской политической системой. У Республики Молдова парламентская форма правления — если судить по соотношению властных полномочий, закреплённому в Конституции. Абсолютное большинство властных прерогатив сосредоточены у парламента и правительства. Тогда зачем избирать президента, у которого так мало власти, да и та символическая, прямым голосованием граждан? В парламентской республике глава государства избирается парламентом, такова общепринятая политическая норма. Но у нас, к сожалению, всё не так, как в парламентских демократиях, потому что, видите ли, в марте 2016 года тогдашний хозяин страны олигарх Владимир Плахотнюк захотел по-другому. И родилось на свет антиконституционное решение Конституционного суда об отмене выборов президента депутатами. И пошло-поехало. И вся нынешняя политическая «замутненность» и провоцируемый ею ажиотаж – это тоже часть наследия Плахотнюка.
Чтобы исчезла муть, и ситуация прояснилась, коалиция должна определиться. Либо она оставляет в силе упомянутое решение КС от 4 марта 2016 года, тогда следующий президент Республики Молдова должен будет также избираться по «модели Плахотнюка». Но тогда, если сохраняется сама модель, зачем нужна коалиция, которая утверждает, что она «антиолигархическая»? Пусть открыто объявят себя наследниками Плахотнюка, хотя бы исчезнет вся эта напускная ложь. Либо нынешний КС отменяет то позорное решение, страна возвращается в правовое русло, а следующего главу государства избирают депутаты.
Наступит ясность во власти – будет стабильность в обществе. По-другому, увы, не бывает. А пока стабильность и уверенность в завтрашнем светлом дне Республики Молдова нам только снится, и то не всем!
Виктор Жосу,
политолог, экс депутат
Парламента Республики Молдова
Специально для kommersantinfo.com