Поиск..

Перспектива Регион

Сольный танец под названием «Диктатура»

.

По случаю Дня Конституции Республики Молдова, президент Игорь Додон обратился к народу с поздравлением.Приводим некоторые цитаты из него: «Уважаемые сограждане! 29 июля – памятная дата в современной истории нашего государства. В этот день в 1994 году был принят… главный закон, который лежит в основе нашего молдавского государства, гарантирует гражданам основные права и свободы, определяет принципы правового государства, его суверенитет и демократическое развитие, укрепляет гражданский мир и социальную гармонию». «Конституция Республики Молдова торжественно провозгласила народ сувереном власти в государстве. В соответствии с конституционными положениями, Республика Молдова является демократическим государством, которое должно служить обществу, людям и работать на благо каждого человека». «Только соблюдение конституционных принципов и норм обеспечит верховенство прав человека, истинное конституционное правосудие и укрепит демократию, общество и наше государство Республика Молдова». «Несомненно, некоторые статьи Конституции должны быть скорректированы и конкретизированы. На мой взгляд, необходимо пересмотреть и исключить п.1 ст.142 Конституции, которая предусматривает возможность ликвидации государства, путем проведения референдума». «В этом контексте хочу подтвердить свою решимость сделать все возможное для того, чтобы граждане Республики Молдова пользовались правами, гарантированными Конституцией страны, государственные учреждения работали в соответствии с положениями этого Закона, а наше общество было благополучным и процветающим».

Казалось бы, на первый взгляд, совершенно обычное обращение главы государства к народу, укладывающееся в рамки его обещаний практически за весь период каденции. Кроме одной фразы, очень напоминающей кальку недавних событий в России, являющейся стратегическим партнером Молдовы. «Несомненно, некоторые статьи Конституции должны быть скорректированы и конкретизированы», — заявил Игорь Додон. У РФ были свои резоны для реформ. В чем смысл коррекции и конкретизации, предлагаемой молдавским президентом, прочитала меж строк его обращения к нации Стелла Жантуан политический эксперт, экс депутат Парламента РМ.

— Хочу сразу отметить такую деталь: премьер Ион Кику и президент Игорь Додон решили взяться за реформы именно накануне президентских выборов. Кику —  за административно-территориальную, детали которой он так до сих пор и не озвучил, а Додон замахнулся аж на конституционную. Причем обе они связаны с давней мечтой Додона ввести в Молдове президентскую форму правления, он желает быть и главой государства, и главой исполнительной власти. А это значит, что роль главы кабмина и парламента существенно сократится, как и количество депутатов, согласно целям накануне созданной президентом Комиссии по реформированию Конституции.

И будет в Молдове сплошной президент Додон, назначающий премьера и министров, депутатов, глав жудецов, судей и прокуроров. Именно поэтому, он и его комиссия пытаются убедить граждан, что все проблемы в Молдове — захваченное государство, массовый исход граждан, опустошенные деревни и сёла, коррумпированность судебной системы, продажность депутатов и политический туризм, разрушение социальной системы, системы здравоохранения и образования — связаны с тем, что в нынешнем тексте Конституции «отсутствуют некоторые конкретизации», позволившие Плахотнюку захватить страну.

Вот только феномен захваченного государства состоит не в «отсутствии в Конституции РМ конкретики», а в коррупции, проникшей в государственные органы власти всех уровней, ставшей инструментом личного обогащения узкой группы людей и превратившей политику в бизнес, когда на должности судей и прокуроров, судей КС, министров и депутатов назначались и назначаются лишь по партийным критериям и степени личной преданности и лояльности к власти.

Конституция любого государства – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности. Как правило, все конституционные акты в международной практике сходны по своему содержанию. Они включают в себя положения, определяющие организацию государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам, а так же обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

Конкретика, о которой говорит Додон, должна содержаться в национальном законодательстве, в котором развиваются основные положения Конституции. Именно перекройка и подминание законодательства под себя привело к захваченному государству, о котором сейчас говорит нынешний президент. И если Плахотнюк подчинил себе судей КС, то Игорь Додон решил сыграть по крупному: подчинить себе основной Закон государства — Конституцию.

Накануне выборов все ветви власти Молдовы свою коррумпированность и непрофессионализм сваливали то на плохое законодательство, которое сами же принимали; то на отсутствие полномочий, которые себе добавляли; то на необходимость избрания президента всенародным голосованием, в результате которого,  нарушая четко прописанные в Конституции нормы, КС, контролируемый Плахотнюком, плюнул на конкретную конституционную норму, что позволило  президенту Додону получить из рук бывшего лидера ДПМ свой первый мандат.

И если Додон вдруг действительно захотел настоящих реформ на благо государства и народа, во имя соблюдения его прав и свобод, то их надо начинать не с Конституции и закрепления в ней своей личной власти. В первую очередь, необходимо преобразовать систему правосудия, проведя люстрацию всех коррумпированных судей и прокуроров; систему здравоохранения и социальной защиты; систему образования. Они обеспечивают нам гарантированное нынешней Конституцией РМ право на защиту здоровья, труд и достойную жизнь.

Что конкретного сделало правительство Додона в этих областях? И каким образом Конституция не позволила нынешней власти провести в них реформы? В своих аргументах для создания Комиссии по реформированию Конституции Додон вообще источников проблем не касается. Все обоснования — сплошные предвыборные лозунги из 8 пунктов, не имеющие ничего общего с реально необходимыми реформами.

В первом пункте Додон говорит о конституционных блокировках периода 2014-2020 годов, в отношениях президент-правительство-парламент, когда его отключали от власти на 5 минут и роль президента, согласно Конституции, исполнял тогдашний Председатель Парламента РМ Адриан Канду, подписывая необходимые Плахотнюку законы, принятые парламентским большинством из перекупленных из разных партий перебежчиков. То, что всенародно избранный президент Додон молчал и лишь пенял власти: « Nu va jucati cu focul», вместо того, чтобы разъяснить народу, как власть перевирает Конституцию, и в этом ей помогает не сама Конституция, а назначенные Плахотнюком судьи КС, — в этом виноват Закон?

Второй «аргумент» Додона о необходимости его реформирования касается политических перебежчиков. В том, что политические партии в Молдове превратились в бизнес проекты и включают в списки не профессионалов, а деловаров от политики, тогда как в Конституции РМ в статье 41 закреплено, что партии должны «способствовать выявлению и выражению политической воли граждан страны», а не бизнеса, — в этом тоже вина Конституции?

Далее — речь об инициативе некоторых политических и общественных сил по сокращению числа депутатских мест. Говоря об этом, Додон забывает, что это, прежде всего, его давнишняя совместная инициатива с ДПМ, которую Венецианская Комиссия определила как противоречащую демократическим нормам о широком представительстве граждан страны в Высшем законодательном органе.

Четвёртый пункт Додона о необходимости коррекции Конституции —проблемы национальной безопасности, созданные высокопоставленными чиновниками с двойным гражданством. Вот здесь Додон должен посмотреть в свой собственный огород, когда его премьер признался, что обладает гражданством Румынии, да ещё и депутатов 10 из списка ПСРМ. Он их тоже имеет в виду, когда говорит о высокопоставленных чиновниках с двойным гражданством, создающих угрозу национальной безопасности Республики Молдова?

Следующее обоснование реформы Конституции РМ вообще лишено логики. Якобы, в Закон  необходимо ввести положение о взвешенной внешней политике молдавского государства. И это притом, что в нынешнем тексте статья 11 провозглашает постоянный нейтралитет, что и означает ведение взвешенной внешней политики.

Ну, а продвигаемая Додоном сентенция о том, что нынешняя Конституция никуда не годится, так как в ней ничего не говорится об общественных инициативах, касающихся возможности исключить положения закона, предусматривающие вероятность ликвидации государства по результатам референдума, — верх не только дешевого пиара, но и политической безграмотности. В 1 статье Главного закона четко зафиксировано, что «Республика Молдова — суверенное, независимое, единое и неделимое государство», и всякие инициативы, ведущие к отмене этой конституционной нормы, уголовно наказуемы, согласно законодательству страны.

Кстати, а что думает сам Додон о своей инициативе по федерализации страны, которую он обсуждал с Плахотнюком в GBC, как возможность ликвидации государства и нарушение действующей Конституции, которую он стремится всеми правдами и неправдами реформировать?

Как известно, плохому танцору туфли жмут, в случае Додона – это ряд статей Конституции РМ. Как видно, эти «туфли» сейчас и мешают ему исполнить давно  задуманный сольный танец, под названием «Диктатура».

 

Специально для kommersantinfo.com

Метки:
Предыдущая статья

Смотри также: