Дискомфорт на грани конфликта
.
Буквально на днях информационные агентства Республики Молдова сообщили следующую информацию: «Генеральная прокуратура, совместно с сотрудниками Службы внутренней безопасности МВД и Службой информации и безопасности, проводят обыски по делу «Metalferos».
Эти данные подтвердила и пресс-секретарь Генпрокуратуры Мария Виеру, отметив, что подробности будут предоставлены позднее, так как их преждевременное оглашение может повлиять на ход расследования.
АО «Metalferos» специализируется на закупке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. В 2019 году оно входило в топ-5 наиболее прибыльных в стране предприятий. В сентябре и декабре прошлого года в этой акционерке уже проводились обыски по делу об отмывании денег в особо крупных размерах, мошенничестве и изготовлении поддельных документов. В результате этих действий, ущерб бюджету страны превышает 300 миллионов леев.
В конечном итоге, кабмин РМ объявил о приватизации «Metalferos», намеченной на середину этого месяца. Государство выставит на продажу свои 78,28% акций через Агентство публичной собственности. Президент РМ Игорь Додон считает, что «снятие монополии только увеличит конкуренцию». Начальная цена контрольного пакета акций 907,8 миллиона леев.
Похоже, что случай с «Metalferos» – не спонтанное и не сугубо локальное явление, а одно из звеньев в целой череде событий. И мы обратились за дополнительной информацией к эксперту, не раз, за годы нашего сотрудничества, подтверждавшему свою компетентность .
Экономический консультант одной из контор Лондонского Сити разъяснил, что «Metalferos» является частью более крупного дела, в котором сегодня разбираются правоохранительные органы Великобритании и России, и, на условиях конфиденциальности, поделился с нами некоторой информацией.
— На фоне нынешнего комплексного кризиса, проблем с COVID-19, митингов в США и прочих ярких событий практически незамеченной прошла информация, вполне достойная называться сенсацией. В ближайшее время в Высоком Суде Лондона возможна реанимация иска горняков Лебединского горно-обогатительного комбината (Россия) к Алишеру Усманову, одному из самых известных британско-российских бизнесменов, крупному благотворителю, ныне почти интегрированному в элиты Королевства.
Это громкое дело, в свое время бросившее тень на репутацию самого лорда Оуэна, экс-главы МИД Великобритании, казалось, кануло в лету. Российский суд вынес решение. Лорд Оуэн в личном письме истцам посетовал, что не имеет отношения к российскому сырьевому бизнесу с 2015 года, уйдя на пенсию, и порекомендовал искать справедливости в России.
Обыкновенная, казалось бы, история. Но нет. Бывшие миноритарии, предсказуемо проигравшие в России все суды, внезапно обрели «второе дыхание», на сей раз, решив прибегнуть к защите британского правосудия, и определенные основания надеяться на объективное разбирательство у них есть.
Проблема, собственно говоря, типична для России. В свое время, пользуясь близостью к руководству «Газпрома», г-н Усманов, глава холдинга «Газметалл», сумел недорого купить крупные пакеты акций предприятия, а затем, в 2007, вытеснил миноритарных акционеров, принудительно «выкупив» их акции за цену, назначенную его управленцами.
Сделано это было грубо даже по российским меркам: существуют документы, убедительно доказывающие наличие серьезных отступлений от требований налогового законодательства, а, следовательно — занижения капитализации ЛГОКа. Это означает, что бюджет Российской Федерации (теоретически) сейчас, когда это стало актуально, может быть пополнен за счет приличных сумм, «утаенных» г-ном Усмановым много лет назад.
И это обстоятельство создает интригу.
С одной стороны, спикеры истцов дают понять: миноритарии готовы идти на мировую, «на удобных для ответчика условиях». С другой стороны, по мнению ряда экспертов, у истцов не было возможности аккумулировать средства, необходимые для подачи иска в Высокий Суд Лондона. Иначе говоря, за возобновлением старых претензий могут стоять куда более серьезные силы.
Такие допущения не противоречат логике, порождая самые разные версии. Но если предположение, что за иском могут стоять близкие к Кремлю круги, стремящиеся принудить господина Усманова к внесению дополнительных взносов в бюджет, звучит надуманно, то совершенно точно известно, что юридическую поддержку истцам готовы оказать юристы, сумевшие довести до победного конца казавшееся провальным «дело Юкоса».
Как только иск будет подан, сенсацией станет сам факт, и тогда неизбежны репутационные потери. Так или иначе, пострадает не только г-н Усманов, чья успешная интеграция в британскую элиту окажется под вопросом, что для него куда важнее «доброго имени» в России. Список лиц, которых накажут за нарушение прав человека, оглашенный 6 июля 2020 главой Форин-офиса, может быть пополнен, поскольку попранное в РФ право частной собственности является (по крайней мере, формально) одной из фундаментальных основ западной демократии и любой из ведущих экономик мира.
Несмотря на социальное дистанцирование Лорда Оуэна, который в переписке декларирует полное отсутствие каких-либо связей с компанией Алишера Усманова после 2015 года, при подтверждении претензий, свою «репутационную цену» заплатят и некоторые британские политики, как отставные, так и действующие.
Больше того, под тяжелым информационным ударом окажутся представители высших элит Узбекистана (интересы которых лоббирует г-н Усманов). И, разумеется, России, ибо доказательства их причастности к делам такого рода крайне востребованы сейчас, когда в отношениях Кремля с Западом существует дискомфорт на грани конфликта.
А, в случае, если иск будет не только подан, но и выигран (что более чем не исключено, поскольку вести дело взялись не только убедительные юристы ЮКОСа, но и авторитетный лондонский барристер), возможные последствия окажутся еще масштабнее.
Реституция «Металлоинвеста» по схеме «дела ЮКОСА» создаст прецедент, который даст старт волне подобных исков, в итоге, ударив не только лично по г-ну Усманову, но и по всему узбекистанскому и российскому бизнесу «с британской пропиской», а не исключено, что рикошетом ударит и по крупным предпринимателям Молдовы и Приднестровья, имевшим дело с владельцем «Металлоинвеста». Через некоторое время эта информация может стать более конкретной, то есть, продолжение может следовать. И тогда примерно через две недели можно будет более детально рассказать, в каких конкретно махинациях из «серых схем» Алишера Усманова участвовали молдавские и приднестровские олигархи.
Есть, однако, и другой вариант. Судя по просочившимся в СМИ данным, не исключено, что стороны достигнут некоего досудебного соглашения, и тогда дело заглохнет на уровне деклараций. По мнению специалистов, исследующих биографию г-на Усманова, он – человек жесткий и не склонен поддаваться давлению, но, при этом, не склонен и к неприемлемым рискам, предпочитая разумные компромиссы.
Так что, многое зависит от «веса» подготовленных истцами документов, но известно, что Высокий Суд Лондона необоснованных исков не принимает.
Получено по телефону
cпециально для kommersantinfo.com
/Лондон/