«Financial Times»: «ЕС необходимо извлечь уроки из опыта Молдовы и её зависимости от России»
.
Глава польской государственной нефтегазовой компании PGNiG считает, что газовый кризис в Молдове должен послужить Европе предупреждением касательно рисков чрезмерной зависимости от российского «Газпрома».
В октябре власти РМ объявили режим чрезвычайного положения после того, как в связи с окончанием контракта «Газпром» на треть сократил поставки в эту восточноевропейскую страну и потребовал, чтобы Молдова впредь платила за газ в два раза больше, чем раньше.
Источники, знакомые с содержанием переговоров, рассказали в интервью Financial Times, что «Газпром» старался добиться политических уступок от нового проевропейского правительства РМ в обмен на более дешевый газ. «Газпром» эту информацию отрицает и настаивает, что переговоры велись «исключительно на коммерческих условиях».
В пятницу, 29 октября, стороны подписали новый долгосрочный контракт на поставки газа, однако копия, попавшая в руки репортеров FT, свидетельствует о том, что Молдова все же пошла на геополитические уступки.
Глава польской газовой компании PGNiG Павел Маевский (Pawel Majewski) считает, что этот эпизод должен послужить тревожным сигналом для Европы, которая закупает 35% своего газа у «Газпрома». Он предупреждает, что недавно достроенный газопровод «Северный поток-2», по которому газ будет доставляться напрямую из России в Германию и который ожидает разрешения Берлина для того, чтобы начать работу, поставит Европу в более уязвимое положение.
«Эта ситуация [в Молдове] символична, потому что она наглядно демонстрирует, с чем может столкнуться Европа, которая в значительной мере передает свою газовую инфраструктуру в руки России», — сказал Маевский в интервью FT.
«Это доказательство того, о чем мы говорили много месяцев, — что, к сожалению, главный поставщик газа с востока продвигает свои интересы грубым образом. «Газпром» нельзя считать другом Европы».
Перед тем как Молдавия заключила новый контракт с «Газпромом», компания PGNiG договорилась о поставке почти 2 миллионов кубических метров газа в эту страну. Это стало первым разом, когда бывшая советская республика, расположенная между Украиной и Румынией, получила природный газ не из России.
Маевский признал, что партия газа из Польши — это лишь малая часть того миллиарда кубических метров газа, который ежегодно потребляет Молдавия. Однако он отметил, что в будущем компания PGNiG готова поставлять больше газа в случае необходимости. «Мы готовы помогать, и мы будем это делать, если потребуются дополнительные объемы газа».
Помимо противостояния с Молдовой, «Газпром» подвергается резкой критике за то, что в этом году он ограничивает свои поставки газа в Европу только теми объемами, которые прописаны в долгосрочных контрактах, и что его запасы в газохранилищах на континенте находятся на необычайно низком уровне в преддверии зимы.
Критики утверждают, что эти шаги «Газпрома» усугубили энергетический кризис. Между тем, российская компания отвергает эти обвинения, а президент Владимир Путин в октябре сказал, что заявления, будто Кремль использует газовые поставки в качестве политического оружия, это «полная чушь».
Тем не менее, страны в Центральной Европе продолжают питать глубокое недоверие, а Польша уже давно ведет борьбу против нового газопровода «Северный поток-2», утверждая, что он лишь усилит зависимость Евросоюза от Москвы.
В октябре Министерство экономики Германии заявило, что начало поставок газа в Европу по «СП-2» не будет угрожать энергетической безопасности Германии и Евросоюза в целом. Аналитический отчет министерства, скорее всего, послужит основанием для того, чтобы Федеральное сетевое агентство Германии выдало разрешение на запуск газопровода.
По словам Маевского, Польша передала Министерству экономики Германии 600 страниц документов, в которых изложены ее тревоги касательно «Северного потока-2», и «чрезвычайно удивилась», что министерство проанализировало всю эту информацию за четыре рабочих дня и все равно «дало свое благословение» на запуск газопровода.
Маевский добавил, что, в случае необходимости, PGNiG готова обратиться в суд, чтобы защитить свои интересы. «Мы ждем решения Федерального сетевого агентства, и, как одна из сторон, будем оспаривать все решения, которые не соответствуют европейским правовым стандартам, — сказал Маевский. — Мы тоже являемся участником этого рынка, и хотим, чтобы к нам относились, как к равным. Будем использовать все доступные законные пути, чтобы осуществить свои права».
Джеймс Шоттер (James Shotter),
А вот, как представители сторон, 29 октября подписавших новый долгосрочный контракт, сами оценивают свой консенсус:
Президент РМ Майя Санду написала в своем твиттере:
«Благодарны Соединенным Штатам за то, что они были рядом с нами на протяжении газового кризиса. Мы находились в тесном контакте с нашими американскими партнерами, и мы надеемся на продолжение тесной работы по укреплению сопротивляемости нашего энергетического сектора. Спасибо вам за вашу поддержку, Госдеп и Посольство США».
Сенатор Российской Федерации Алексей Пушков сказал на это так:
«Как ни поступает Россия, все нашим «партнерам» плохо. Не заключала контракт с Молдовой — плохо. Заключила на приличных для Кишинева условиях — тоже плохо. Даже еще хуже. За это премьер — министр Молдовы Наталья Гаврилица обвинила нас в «жестокой игре», а президент РМ Майя Санду решила от всего сердца поблагодарить за «помощь» США, откуда не поступило ни одного кубометра газа!»