Приднестровье — за стабильность
.
Для чего Майе Санду понадобился Игорь Гросу
Последние события в Молдове, связанные с нежеланием президента РМ Майи Санду рассматривать кандидата на пост премьер-министра от парламентского большинства Владимира Головатюка, а также выдвижение ею правого кандидата Игоря Гросу, не могут не вызвать беспокойства в Приднестровье.
Для начала отметим: принципиальная позиция ПМР во все времена заключалась и заключается в том, что Тирасполь готов работать с любой молдовской властью, которую демократическим путём изберёт народ Молдовы. Но в том-то всё и дело, что в парламентской республике президент не может уйти от конечного назначения на премьерский пост выдвиженца именно парламентского большинства. Как раз такое большинство и выдвинуло Головатюка – опытного специалиста в банковской сфере, взвешенного функционера, работающего ныне послом Молдовы в России. А Санду выдвинула своего однопартийца Гросу, который выступал с нападками на приднестровцев, окрестив их «сепаратистами». Да и опыта серьёзной руководящей работы у Игоря Гросу нет.
Казалось бы, и юридически, и фактически фигура Головатюка выглядит предпочтительнее. Но тут нужно учитывать, для чего каждая сторона продвигает своего кандидата. С одной стороны, законодатели Молдовы заинтересованы сформировать работоспособное правительство, которое немедленно займётся решением социально-экономических проблем и конкретной борьбой с пандемией коронавируса. С другой стороны, Майя Санду, будучи сама однозначно прозападным политиком, желала бы распустить парламент, чтобы в новом получить большинство. А, получив, проводить курс на США, ЕС и Румынию.
Напряжённость в Молдове растёт одновременно с напряжённостью во всём мире
А теперь – не менее важное. В какой ситуации выдвинут Игорь Гросу? Во-первых, президент США Джо Байден выступил с беспрецедентно грубыми нападками на своего российского коллегу Владимира Путина. Это – фактически объявление политико-дипломатической войны. Или предвестник будущего разрыва американо-российских отношений. А также – сигнал всем сателлитам Америки к бою против Москвы и Пекина.
Во-вторых, возможно начало новой войны на Донбассе. Об этом много написано в СМИ, так что не будем повторяться. Мы лишь отмечаем, что в планах США максимально поджечь границы России по всему их периметру. Именно в такой сценарий вписывается и выпад Байдена, и сгущающиеся тучи в районе Донбасса.
В-третьих, на переговорах с госсекретарём Энтони Блинкеном на Аляске китайская делегация прямо заявила в лицо американским визави, что Китай не намерен терпеть необоснованных обвинений от Вашингтона. Беседа носила крайне резкий характер. Пахнет если не порохом, то напряжёнкой – уж точно.
В такой мировой ситуации у юго-запада бывшего СССР – своё место в геополитическом противоборстве между Россией и США. Задача американских «младших партнёров» – проводить антироссийский и прозападный курс. А в случае с Молдовой – ещё и прорумынский. Возможно, именно этим и объясняется выдвижение со стороны Майи Санду кандидатом на пост премьера считающегося рядом экспертов достаточно радикальным националиста Игоря Гросу.
Нестабильность в РМ пагубно отразится на молдо-приднестровском диалоге
Но верит ли сама президент Майя Санду в то, что её выдвиженец станет премьером? На мой взгляд, не верит. Это если исходить из положений Конституции РМ. Но здесь пошла рисковая игра. Перед нами – проба «продавить» своего кандидата, невзирая на конституционные препоны, а ежели это не удастся – разогнать парламент.
Видимо, М.Санду понимает, что всё это будет непросто, но она может рассчитывать на «добро» со стороны американцев, евросозников и румын. Со своей стороны, она теоретически может получить поддержку в разгоне корпуса законодателей, если дело дойдёт до открытого противостояния, в обмен на однозначно антироссийскую политику. Впрочем, все эти факторы не отменяют ответственность президента Молдовы за происходящее. В рамках своих конституционных полномочий.
Взятие националистами всей власти в Молдове, буде оно произойдёт, непременно ухудшит молдо-приднестровский диалог. Националисты – не прагматики, пространство для манёвра у них невелико, они плотно управляются из США и Румынии. Не исключено, что Штаты желают иметь антироссийские режимы везде – в Молдове, Украине и Белоруссии, свергнув Александра Лукашенко.
Не лучше и то, что, в случае жёсткого противостояния парламента и президента Молдовы, по соседству с ПМР может возникнуть зона нестабильности, где основные политические противоречия будут решаться на улице, вне рамок Конституции. Конечно, это помешает диалогу между Кишинёвом и Тирасполем, так как с нестабильной страной трудно достигать работоспособных соглашений.
Лишь бы не было войны. Любой
В заключение, вернёмся к международной обстановке, которая придаёт дополнительную остроту внутримолдовским противоречиям. Она пахнет войной между США и их союзниками, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой. Война эта будет, скорее, не прямой и не ядерной. Она может разразиться в самых разных регионах земного шара. Тем паче, что американцы любят и умеют воевать чужими руками, не оспаривая их собственное умение.
Где гарантия, что от агрессивного Вашингтона, стоящего за спиной «сонного Джо», не последует отмашки к войне – на Донбассе, на Днестре, где-либо ещё? Для серьёзных американских политиков прошлого это было маловероятно, но для либеральных и леворадикальных дилетантов это вполне возможно. Поэтому, с точки зрения сохранения стабильности в Молдове и мира на Днестре рациональным выглядело бы утверждение правительства парламентского большинства, поскольку Молдова является парламентской республикой. Словом, чтобы всё было по Конституции.
Будем надеяться, обойдётся без экстрима. А решать – народу Молдовы. Приднестровье принципиально не вмешивается.
Андрей Сафонов,
политолог
специально для kommersantinfo.com