Поиск..

Лента новостей Регион

Наследие президента Додона

.

Этот год пролетел для нас стремительно: ушло в отставку правительство Кику, состоялась инаугурация главы государства Майи Санду, завершился президентский мандат Игоря Додона. Хотя он с упрямством и неизменно обиженным видом повторяет: всё только начинается… Что у Додона начинается – неясно, а вот о том, что при нём было, необходимо еще раз поговорить обстоятельно, считает директор Института устной истории Республики Молдова, экс представитель РМ при ООН, политик, дипломат Алексей ТУЛБУРЕ.

— Каждый президент желает, чтобы о нем вспоминали с симпатией, а его политическое наследие было по достоинству оценено и преумножено потомками.

В американской политической традиции и лексиконе даже есть устоявшееся выражение, относящееся к тому, что за собой оставил тот или иной глава Белого дома – «presidents’s legacy»-«наследие президента». С именем Рузвельта связан так называемый «новый курс» в экономике США, выход страны из депрессии и победа во Второй мировой войне. Наследие Рейгана – это рейганомика и победа в холодной войне. Наследие Барака Обамы из недавнего прошлого – система медицинского страхования Obamacare и многое другое.

Сложно сравнивать Игоря Додона с каким-либо главой Белого дома, да вообще с каким-либо другим главой государства, тем не менее, справедливо задаться вопросом, какое наследие оставляет после себя 5-й президент Молдовы?

Я буду говорить о том, что запомнится мне из четырёх лет его правления. Например, что это был первый президент, который не выполнил ни одного своего обещания. Глава государства, давший слово руководить уличными протестами и стать лидером антиолигархической оппозиции, который после плебисцита тут же пошел в услужение к мафии, три года активно удовлетворял её потребности, а потом собирался вместе с ней управлять, точнее, обворовывать молдаван и дальше, идя вместе с Плахотнюком по «четвертому пути».

Именно Игорь Додон, и это не надо забывать, был тем, кто вышел с антидемократической инициативой введения смешанной системы выборов, что противоречило интересам демократии, страны и даже интересам его собственного формирования, но было выгодно главному мафиози страны Плахотнюку и его Демократической партии.

Незабываемы и позорные «отключения» президентских полномочий Додона на четверть часа – для того, чтобы правящее большинство могло принять необходимые ему решения. Позорное потому, что Игорь Додон принимал эти «отключения» с примерным смирением, не пытаясь им сопротивляться.

Точно так же президент Додон бездействовал и молчал  в ситуациях грубейших нарушений прав человека со стороны плахотнюковского режима. Он не отреагировал на убийство Андрея Брагуцэ в тюрьме, да еще и обижался, когда его спрашивали, почему молчит, не высказывается? Пальцем не пошевельнул и слова не сказал, когда СИБ, в нарушение национального законодательства и норм международного права, депортировал турецких учителей в руки Эрдогана. А слово главы государства могло что-то значить тогда. В деле высылки учителей, полагаю, Додон был «в доле», за что и получил ремонт здания президентуры и другие «подарки» от Плахотнюка и Эрдогана.

Из наследия президента Додона, несомненно, в памяти останется и предательство партнеров по антиолигархической коалиции, отставка правительства Майи Санду и перехват воровских схем Плахотнюка, при активном участии во всем этом таких деятелей как Андронаки, Никифорчук и другие.

В наследие Додона войдет коалиция и с другим, помимо Плахотнюка, главным фигурантом кражи миллиарда – Иланом Шором и его партией. От этого мезальянса ошалел и подал в отставку даже «карманный премьер» Додона Ион Кику.

Сам же Додон на днях попытался свое политическое наследие сформулировать в виде общих выводов и рекомендаций, полезных, с его точки зрения, для следующего главы государства. Говорил он об этом и в последнем обращении к народу после отставки правительства Кику.

Нет смысла, поверьте, подробно останавливаться на данных выводах – они поверхностны и лживы, как и все президентство Додона. Но некоторые упомяну. Например: «… президент должен быть государственным человеком, а не рядовым политиком. Он должен оставить в стороне политические интересы». Вроде, неплохо сказано (общее место, так сказать), но какое это имеет отношение к опыту самого Додона? Государственными ли интересами руководствовался он, когда менял систему голосования в Молдове, заставлял свою фракцию в парламенте голосовать за мафиозные законы Плахотнюка, или тогда, когда назначал на посты скомпрометированных судей, получал кульки с наличностью или безналичные деньги из офшоров для себя и своей партии? – Вопросы риторические.

Другой ценный вывод Додона касается внешней политики и звучит следующим образом: «Президент страны должен сохранять баланс в отношениях с иностранными партнерами. Не надо вовлекать нашу страну и наш народ в геополитическую войну. В интересах Молдовы — поддерживать хорошие отношения со всеми». Ушам не верю! Это говорит человек, который во время своего первого визита к Путину обещал ему денонсировать Соглашение Молдовы с Евросоюзом? Человек, которого за четыре года кроме как в Москву и Анкару никуда с официальными визитами не приглашали, даже в соседние с Молдовой государства?

Золотыми буквами в «наследие» президента Додона из всего им наговоренного, похоже, войдет это ценное замечание: «Открою вам секрет — нельзя быть президентом для всех граждан, можно лишь для большинства». Заявление крайне безграмотное и безответственное.  Президент – такой же атрибут государства, как, например, конституция. Конституция –  для всех, и высший чиновник государства – тоже для всех, вне зависимости от его желаний и предпочтений. Такую простую мысль Додон так и не смог постичь. Тот факт, что он сознательно отказался быть президентом для всех граждан – для некоторых меньшинств, для унионистов, еще для кого-то – и публично о том заявлял, это подтверждает.

Партия – да, не может быть для всех, на то она и партия, часть чего-то, а институт государства, которым является президент – для всех. Как для всех есть и работают парламент, правительство, суды, законы. Это фундаментальный принцип демократии: все равны, и чиновник, даже занимающий высший пост в государстве, является чиновником для всех. Для Додона сей факт – высшая математика.

Видно, понимая, что «хорошо» о нем люди не вспомнят, Игорь Николаевич решил на последних метрах президентства, как говорит одна моя коллега, в истории наследить и форсировал принятие «законов для народа», в частности – закон о миллиарде, о понижении пенсионного возраста и другие. Так вот, сам премьер, который от таких «подарков» большинства Додона-Шора ошалел и даже подал в отставку, заявил о том, что надеется: эти законы Конституционный суд объявит неконституционными.

Будут досрочные выборы в парламент, и ПСРМ опять станет парламентской партией. Правда, такой многочисленной фракции у нее, похоже, не будет. Депутатом, наверное, станет и Игорь Додон, который, как уже было сказано, упрямо повторяет, что всё еще впереди. Депутатство впереди, а, может быть, уголовные дела и суд? – За незаконное обогащение, за коррупцию и другие «достижения и успехи». Посмотрим.

Ну, а позади – наследие президента Додона, о котором что-нибудь хорошее сказать сегодня сложно.

 

Специально для kommersantinfo.com

 

Метки:
Предыдущая статья