Московская инъекция в молдавский менталитет
.
Начало мая 2021 года характеризуется рефлексией Кремля, повлиявшей на политическое поле Молдовы. В различных российских и местных СМИ вдруг появилась новая установка, связавшая И. Додона в коалицию с В. Ворониным.
Хочу отметить, что это – очень удачная информационная инъекция в менталитет молдавского электората. В. Воронин сохранился в массовом сознании граждан РМ, как президент, начавший строить социальное государство, пусть и волюнтаристскими методами.
Что этот впрыск будет значить для внутренней и внешней политики Молдовы?
Во-первых, Кремль подает сигнал всему политическому истеблишменту сконцентрироваться на ретроспекции В. Воронина. С другой стороны, это попытка провести пластическую операцию по разглаживанию и отбеливанию «лица» И. Додона, изрядно подпорченного его гипертрофированными амбициями.
Во- вторых, это – звоночек самому В. Воронину о том, что ему прощается слив «Плана Козака» и даётся последний шанс вернуться в большую политику умеренным противовесом И. Додону, систематически впадающему в вербальную маргинальность.
В- третьих, левая коалиция очень важна для Кремля, как решающий шаг по развалу правой коалиции, где нет политиков -«тяжеловесов», даже во главе с Майей Санду.
В-четвертых, Москве крайне важно сохранить лояльную Молдову в тылу Приднестровья, остающегося плацдармом для военно-политического воздействия на Украину. Москва видит невозможной при президенте Майе Санду такую расстановку региональных военно- политических приоритетов.
В-пятых, Москве крайне важно обозначить фальстарт для электоральных интересов США в Молдове, во главе с послом Д. Хоганом, у которого в перспективе – почетный отзыв на родину или вероятная каденция в одной из слаборазвитых и коррумпированных стран Африки.
В- шестых, это сигнал для Румынии, которая должна осознать, что ее положение неоднозначно, даже в качестве члена НАТО.
В- седьмых, для остальных европейских стран и региона – месседж о том, что Москва уже «пометила» поле своих будущих рефлексий.
В-восьмых, уже в начале электоральной борьбы Белокаменная обеспечила хороший старт левой коалиции, с парламентским представительством около 70%. В поствыборный период, должность президента – для В. Воронина и премьер-министра – для И. Додона, их производственный тандем уже случался в недавнем историческом прошлом. Да и сам И. Додон понимает, что без политического арсенала В. Воронина ему вряд ли удастся гелиоцентризм.
В-девятых, Майе Санду уготован импичмент, в лучшем случае, полная блокировка института президентства, на фоне массовых протестов.
В-десятых, Москва получает лояльного партнера, но Кремль не собирается строить долговременные стратегии по улучшению финансово-экономического положения Молдовы. Забота о ней будет предоставлена Западу с его «мягкой силой». Основным объектом воздействия для Москвы остается Украина, а Молдова будет исполнять роль «финансовой» губки, впитывающей западные инвестиции. РМ так и не заключила стратегическое партнерство с Украиной, что очень важно для РФ.
Выводы.
Оцениваю данную рефлексию Москвы, как удачную – эффективную, хорошо подготовленную, на основе глубокого анализа и знания региональных и местных процессов. Электорат Молдовы будет приведен в уже привычное ему, управляемое состояние.
Однако на внутреннем поле Молдову ожидает период стабилизации и продолжения социальных реформ. Таким образом, политические процессы в маленькой Молдове без сомнения будут влиять на внутриполитические и региональные процессы в Украине. И наоборот, процессы в Украине могут существенно изменить ситуацию в Молдове.
Николай Финч,
политолог
Киев-Кишинев-Бухарест
Специально для kommersantinfo.com