Поиск..

Интересно Рецензии

Грустный роман Диккенса стал комедией

.

Британский режиссер и комик Армандо Ианнуччи снял яркую комедию по грустному роману Чарльза Диккенса. Надеемся, что «История Дэвида Копперфилда» выйдет в Молдове на большой экран в мае 2020 года, и мы увидим работу новатора. В картине задействована целая команда первоклассных актеров — Тильда Суинтон, Хью Лори, Бен Уишоу, Питер Капальди, Гвендолин Кристи.

Зрители и критики были заинтригованы новым проектом Ианнуччи еще до премьеры картины. Уже по первым кадрам со съемочной площадки было понятно: это — что-то новое, даже экзотическое, особенно, принимая во внимание, что главную роль, например, исполняет Дев Патель, хорошо известный зрителям по главной роли в фильме «Миллионер из трущоб».

На том, что «Дэвид Копперфилд» смешной, настаивает сам режиссер. «Многие думают, что они знают, что такое «Дэвид Копперфилд», — говорит он. — Но это не так. Никто не читает книгу, а это потрясающая и очень современная история — и по языку, и по содержанию».

Роман о Дэвиде Копперфилде считается самой автобиографической книгой Чарльза Диккенса. Принято полагать, что она — о трудном детстве в суровой викторианской Англии: ранняя смерть матери, телесные наказания, детский труд, бедность, долги и кредиторы. Однако Ианнуччи предпочел сконцентрироваться не на этих аспектах и даже не на сюжете, а на смешной стороне книги. И потому его История получилась меньше драмой, а больше — комедией.

«Экранизации, которые я уже видел, были серьезные, оттого, что они фокусировались на драме и на сюжете. Но для меня это как раз наименее интересные составляющие романа», — сообщил Ианнуччи.

Его внимание привлекли комические сцены, порой «на грани грубого фарса»: например, та, в которой Дэвид впервые напивается и общается с собственной прической. Или когда он поступает на службу в юридическую контору и сражается со скрипучими половицами.

Еще одной вдохновляющей сценой стало описание Доры: влюбленному Дэвиду везде чудится её лицо — в прохожих, в зданиях, в проезжающих мимо экипажах. Ианнуччи пересказал эту сюрреалистическую сцену языком кино — близко к тексту. Но, если, всюду воображаемая Дора отсылает нас к юмору «Монти Пайтона», то сцены побега вечного должника Микобера от кредиторов или ограбления Дэвида на пути из Лондона в Дувр — это уже без пяти минут Бенни Хилл.

Важным союзником Ианнуччи по возвращению Копперфилда в комедию стал язык. По словам Армандо, он старался максимально сохранить диалоги героев – сочные, живые, словно созданные писателем для кинематографа почти за полвека до его изобретения.

Можно предположить, что выбор актера с азиатской внешностью на роль главного героя — тоже часть единого замысла: для большего сюрреализма. Но, оказывается, Армандо Ианнуччи и не думал об этом. Прежде всего, режиссера привлекли актерские качества Дева Пателя. Он увидел артиста в фильме «Лион» и был сражен его харизмой и умением работать с чувствами своего героя. «Дев был единственным, о ком я думал, и единственным, с кем я поговорил. Я так обрадовался, когда он сказал «да», потому что плана «Б» у меня не было», — признался режиссер.

В фильме снялись ещё актеры с нетипичной для диккенсовских героев внешностью. Владельца юридической конторы и запойного алкоголика Уикфилда играет британец с китайскими корнями Бенедикт Вонг, а его дочь Агнес — на четверть африканка Розалинд Элизар. Совершенно очевидно, что Армандо Ианнуччи не стал зацикливаться на исторической достоверности. В новой экранизации «Копперфилда» приняли участие и другие известные артисты. Хью Лори (Берти Вустер из «Дживса и Вустера» и доктор Хаус из «Доктора Хауса») сыграл мистера Дика — чудака, живущего в доме у двоюродной бабушки Дэвида Копперфилда, занятого главным образом тем, что он день-деньской запускает в небо воздушного змея.

Эксцентричную бабушку играет Тильда Суинтон («Хроники Нарнии», «Что-то не так с Кевином», «Загадочная история Бенджамина Батона»). Злобную сестру Мардстона, отчима Дэвида, играет Гвендолин Кристи, известная зрителю по «Игре престолов», где она сыграла Бриенну Тарт.

Особой любви режиссёра удостоилась Англия. В отличие от многих других экранизаций Диккенса, фоном которых служат викторианские интерьеры и лондонские улицы, в новом фильме Ианнуччи много свежей провинции. Живописные места для съемок его команда выбирала долго и с пристрастием по всей стране: побережье снимали в Норфолке, викторианскую фабрику — в восточном Лондоне, а улицы викторианского Лондона — в городке Кингс-Линн. Постоялый двор был найден в историческом городке Бери-Сент-Эдмундс. Света и цвета в этой картине Армандо гораздо больше, чем реально бывает в пасмурной Англии. Съемочная группа нарядила героев в яркие, местами даже вычурные костюмы, а солнечные лучи пронизывают бутылки, которые на фабрике штампует юный Копперфилд, и ласково освещают дорогу, на которой его ограбили.

Для того, чтобы картина была как можно меньше похожа на все предыдущие экранизации Диккенса, было сделано всё возможное. И фильм получился, словно подсвеченный изнутри и оттого не похожий на роман — воспитание. Детство Дэвида Копперфилда, которого в популярном литературоведении принято считать образцовым несчастным ребенком, у Ианнуччи заиграло красками и оказалось, несмотря ни на что, теплым и радостным. Если бы Диккенс увидел, что сделал Ианнуччи с самым автобиографическим из его романов, он бы наверняка улыбнулся.

 

 

 

 

По материалам СМИ

 

Метки: