Поиск..

360° Новости

Хранители Ключа

.

  Каждый день на лавочке у входа в иерусалимский Храм Гроба Господня сидят два мусульманина. Одного из них зовут Джудех аль-Хусейни, второго — Ваджих И Нусейбе. Большая часть жизни этих людей прошла у ворот, ведущих в священное место, основанное в IV веке. От двери существует один единственный ключ, хранящийся в семье аль-Хусейни, а вот обязанность открывать и закрывать врата Храма лежит на семье Нусейбе. Тяжёлый двадцатисантиметровый металлический ключ хранили и отец Джудеха, и его дед, и многие поколения его предков. Свою жизнь они так же провели на этой же скамье, охраняя Храм, который, так считается, стоит на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

По семейному преданию, доверил ключ семье аль-Хусейни Саладин — султан, отвоевавший Иерусалим у крестоносцев в 1187 году. Тогда этот город, священный и для иудеев, и для христиан, и для мусульман, в очередной раз перешел под владычество нового завоевателя. Саладин не хотел, чтобы собратья причинили вред храму, как в 1009 году, когда халиф Аль-Хаким велел сжечь на Святой земле несколько церквей, и среди них — Храм Гроба Господня. Поэтому, для защиты церкви, он доверил ключ семье аль-Хусейни, оказав ей тем самым огромную честь. Джудех считает, что это — большая честь для всех мусульман. Ваджих И Нусейбе уверен, что хранить ключ и стоять на страже Храма Гроба Господня было поручено его семье еще в 637 году, когда халиф Омар, правящий городом за пятьсот с лишним лет до Саладина, впервые познакомил Иерусалим с исламом. Сидя на скамеечке у входа в церковь, оба мусульманина уже долгие годы ведут нескончаемый спор, доказывая каждый — приоритет своей семьи. Но спор – добрый. А миллионы туристов и паломников, приезжающих сюда со всего мира, чтобы подняться на Голгофу и прикоснуться к священному месту в Кувуклии, проходят мимо них, даже не предполагая, что перед ними – стражи Храма и хранители ключа.

Сейчас обе мусульманские семьи участвуют в целой цепочке отношений, построенных в Храме Гроба Господня. Ведь здесь находятся шесть различных церквей — Римско-католическая, Греческая православная, Армянская апостольская, Сирийская православная, Эфиопская православная и Коптская православная. У каждой из них — свой придел и установленные часы для молитв. Монахи их живут здесь же. На протяжении всей истории Храма между религиозными общинами бывали не только натянутые отношения, но и открытое противостояние. До сегодняшнего дня подобные вспышки сдерживает указ османского султана XIX века, который гласит: каждая церковь вправе использовать только те части здания, которые находились под ее контролем в 1853 году, когда был принят этот указ. Ежедневно в четыре часа утра члены обеих мусульманских семей и представители шести конфессий участвуют в объединительной церемонии: мусульманин открывает дверь, а кто-то из духовенства одного из вероучений, поочерёдно, открывает вторую дверь изнутри — обязательно под наблюдением представителей других исповеданий. В семь часов вечера, когда церковь закрывается, происходит та же церемония, только в обратном порядке. Сейчас трудно определить, как давно сложился этот обычай, но никто за всё время не предпринял ни одной попытки изменить многовековую традицию. Более того, она занимает одно из центральных мест в повседневной жизни Храма и является обязательной. Утвержденный статус определяет все аспекты деятельности в церкви — от расписания богослужений до языка, на котором они совершаются, и путей, по которым идут процессии паломников и туристов. Любое изменение привычного порядка опасно раздорами. Такой уже случился в 2008 году, когда между духовенством Греческой православной и Армянской апостольской церкви вспыхнула ссора по поводу маршрута движения процессии. Закончилась она арестом нескольких человек. Из-за этих же опасений в Храме очень много лет не делался ремонт. Но, под угрозой возможных обвалов, итоги переговоров между представителями шести исповеданий оказались успешными, и ремонт начался.

В наше августовское  посещение вокруг Кувуклии стояли строительные леса, а тяжелые, выступающие из нависающих сводов камни, поддерживались балками или подпорками. Активные работы велись и во внутреннем дворике. Это – первая реконструкция за последние 200 лет.

В половине седьмого вечера раздаётся громкий стук, предупреждающий о скором закрытии Храма. — Представитель семейства Нусейбе колотит дверным молотком за тридцать минут до того, как прикрыть одну половину ворот. К нужному времени он выносит наружу лесенку, стоявшую в предбаннике. За каждым его движением внимательно наблюдают священники Греческой православной и Армянской апостольской церквей, монахи-францисканцы и израильский полицейский в кипе. Мусульманин закрывает дверь, затем поднимается наверх по лестнице, чтобы запереть верхний замок. Спустившись, Ваджих через небольшое отверстие в дверях передаёт стремянку священникам, находившимся внутри. Затем Джудех вместе с ключом удаляется в комнатушку, что неподалеку от главного двора перед храмом, где каждую ночь дежурит один из доверенных ключников, готовясь к утреннему церемониальному открытию.

Несмотря на успешное, без эксцессов, сотрудничество шести конфессий внутри церкви, и чёткий порядок, который обеспечивает израильская полиция снаружи, мусульманские стражи у дверей несут свою многовековую вахту, олицетворяя собой историю и традиции Храма Гроба Господня.

 

 

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также:

Связанные истории