История 70-летней вражды
.
Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси, невзирая на угрозы Китая, прилетела во вторник на Тайвань. Белый дом предупреждал, что Китай может ответить на визит спикера военными провокациями, Китай пока объявил об учениях вокруг Тайваня. Визит Нэнси Пелоси привел к новому скачку напряжения в отношениях между Китаем, Тайванем и союзниками Тайваня — американцами. Эти отношения представляют собой постоянно тлеющий конфликт, а начался он больше 70 лет назад.
Китайская Народная Республика считает Тайвань отколовшейся провинцией, которая рано или поздно должна вернуться в состав Китая. Однако многие тайваньцы после семидесяти лет раздельного проживания стали считать себя отдельным народом, а свой остров — отдельной страной, хотя она до сих пор и не провозглашала независимость, а считает себя законной правопреемницей всего огромного Китая.
Какая у конфликта историческая подоплека?
Первыми известными поселенцами на Тайване были австронезийские племена, которые, как считается, пришли из современного южного Китая.Остров появился в китайских записях, по некоторым данным, в 239 году нашей эры, когда китайский император послал экспедиционный корпус для исследования этого района — этим фактом Пекин обосновывает свое право на владение этим островом.
Относительно короткий период времени, с 1624 по 1661 год, Тайвань был голландской колонией, а после, с 1683 по 1895 год, находился под управлением китайской династии Цин.Тогда же, в XVII веке, на Тайвань начало прибывать значительное число мигрантов из Китая, люди бежали от беспорядков и нищеты. Большая их часть была китайцами народности хокло из провинции Фуцзянь или китайцами хакка, в основном из провинции Гуандун. Их потомки в настоящее время составляют самую большую демографическую группу на острове.
В 1895 году, после первой китайско-японской войны, правительству Цин пришлось уступить Тайвань Японии. По итогам Второй мировой войны, Япония отказалась от контроля над территорией, отнятой у Китая. Китайская Республика — одна из победительниц в войне — начала править Тайванем с согласия своих союзников, США и Великобритании. Но затем в Китае вспыхнула гражданская война между национальным правительством партии Гоминьдан, возглавляемой Чаном Кайши, и войсками Коммунистической партии Китая, под руководством Мао Цзэдуна. Гоминьдан потерпел поражение.
В 1949 году Чан Кайши со своими сторонниками — всего их было около полутора миллионов человек — бежал на Тайвань. Он учредил там правительство в изгнании, назвал подвластную ему территорию Китайской республикой и правил ею следующие 25 лет. Материковые китайцы, бежавшие вместе с Чан Кайши, много лет доминировали в политике Тайваня, хотя и составляли всего 14% населения.
После Чана к власти на Тайване пришел его сын Цзян Цзинго, также известный под именем Николай Владимирович Елизаров. В юности его отправили учиться в Москву, он жил у сестры Ленина, участвовал в коллективизации и даже некоторое время работал в механическом цехе на заводе «Уралмаш», а в 1937 году был арестован. В том же 1937 году Цзян Цзинго вернулся на родину с советской женой (на Тайване она получила имя Цзян Фанлян). Цзян Цзинго отличался открытостью и демократичным поведением. Будучи министром внутренних дел в правительстве своего отца на Тайване, он подавил несколько попыток коммунистических мятежей. После смерти отца он сначала возглавил Гоминьдан, а затем в 1978 году стал президентом Тайваня и избирался на два срока подряд вплоть до своей смерти в 1988 году. При нем на Тайване прошли демократические реформы, хотя правительство оставалось в целом авторитарным.
Преемником Цзян Цзинго стал его бывший вице-президент Ли Денхуэй. Его называют «отцом тайваньской демократии». Он провел конституционную реформу, и в 2000 году в стране впервые был избран президент, не являвшийся членом партии Гоминьдан — Чэнь Шуйбянь.
Кто признаёт Тайвань?
Существуют разногласия и путаница в отношении того, что такое Тайвань. У острова собственная конституция, демократически избранные лидеры и армия, численностью около 300 тысяч человек.
Чан Кайши, некогда создавший там правительство в изгнании, утверждал, что оно представляет весь Китай, и собирался завоевать страну обратно. Тайвань даже занимал место Китая в Совете безопасности ООН, поскольку многие страны Запада считали именно его подлинным китайским правительством. Однако в 70-х годах прошлого века некоторые члены Совбеза начали говорить о том, что Тайвань больше не может представлять сотни миллионов человек, живущих в материковом Китае.
В 1971 году ООН вернул место Пекину, а Тайвань исключили. В 1978 году Китай начал открывать свою экономику. США, осознав возможности для торговли и необходимость развития отношений, в 1979 году официально установили с Пекином дипломатические отношения. С тех пор количество стран, официально признающих Тайвань, резко сократилось, сейчас их около 15. Теперь, несмотря на наличие всех характеристик независимого государства и отличной от Китая политической системы, правовой статус Тайваня остается неясным.
Как складываются отношения между Тайванем и Китаем сейчас?
В 1980 году отношения между Китаем и Тайванем начали налаживаться: Тайвань сначала смягчил правила посещения и инвестиций в Китай, а в 1991 году объявил, что война с Китайской Народной Республикой окончена. Китай предложил так называемый вариант «одна страна, две системы», в которой, как уверял Пекин, Тайвань сохранит автономию, если согласится на воссоединение. Под такие же обещания Пекин в 1997 году вернул себе Гонконг и до недавнего времени держал слово, но затем силой навязал демократическому Гонконгу свои порядки. Тайвань же отклонил предложение.
Президент Тайваня Чэнь Шуйбян, пришедший к власти в 2000 году, стал головной болью для Китая, так как он и его Демократическая прогрессивная партия открыто выступили за провозглашение отдельного государства. В 2004 году Чэня избрали на второй срок, и через год Китай принял так называемый «закон против отделения», позволяющий Китаю использовать «немирные средства» против Тайваня, если он попытается отделиться.
На смену Чэню в 2008 году пришел Ма Инцзю — политик из партии Гоминьдан, который пытался наладить отношения с помощью экономических соглашений.
В 2016 году президентом стала Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии, и отношения Тайваня с Китаем снова испортились. В 2018 году они обострились еще сильнее, когда Пекин усилил давление на международные компании, пригрозив им запретом на ведение бизнеса в Китае, если они не укажут на своих веб-сайтах Тайвань как часть Китая.
В 2020 году Цай избралась на второй срок, набрав рекордные 8,2 миллиона голосов, и многие увидели в этом свидетельство того, что тайваньцы охладели к идее воссоединения с КНР. Тем временем, в Гонконге уже вовсю разгорелись протесты против усиления влияния Китая, и Тайвань внимательно за этим наблюдал. Позже в том же году Китай ввел в действие закон о национальной безопасности в Гонконге, что стало очередным шагом к подавлению гонконгских свобод.
Насколько для Тайваня важна независимость?
Если в принципиальном политическом вопросе Пекин и Тайбэй договориться не могут, то в экономике их отношения в последние десятилетия ширились и крепли. Согласно официальным данным Тайваня, с 1991 года по конец мая 2021 года тайваньские инвестиции в Китай составили 193,5 млрд. долларов. Некоторых жителей Тайваня беспокоит, что их экономика теперь зависима от Китая. Другие считают, что более тесные экономические связи уменьшают вероятность нападения КНР.
В 2014 году Китай и Тайвань подписали документ «О торговом соглашении между двумя странами». Это спровоцировало появление протестного «Движения подсолнухов». Участники движения, студенты и активисты, временно оккупировали тайваньский парламент, протестуя против потенциального усиления влияния Китая.
Нынешняя правящая Демократическая прогрессивная партия Тайваня по-прежнему выступает за независимость острова, в то время как Гоминьдан говорит об объединении. Недавние соцопросы на Тайване показывают, что существенная часть населения — за фактический суверенитет. Но большинство тайваньцев, похоже, находятся где-то посередине. Опрос, проведенный в июне 2022 года, показал, что только 5,2% жителей хотят скорейшего провозглашения независимости, и только 1,3% — наоборот, за объединение с материковым Китаем при первой же возможности.
Какое отношение к этому противостоянию имеют США?
Давняя политика Вашингтона в регионе представляет собой пример стратегической амбивалентности: официально Штаты придерживаются политики «единого Китая», признавая только Пекин, и имеют дипломатические отношения с ним, а не с Тайбэем, но при этом поддерживают союзнические отношения с Тайванем.
В мае этого года президента Байдена спросили, готовы США защищать Тайвань, и он ответил утвердительно. Белый дом после этого срочно разъяснил, что позиция США в отношении Тайваня не изменилась, и подтвердил свою приверженность политике «одного Китая». Примерно то же было и с предыдущими заявлениями Байдена о военной поддержке Тайваня.
Пекин осуждает любую предполагаемую поддержку Тайбэя со стороны Вашингтона и в ответ на заявления Байдена активизировал вторжение военных самолетов в зону противовоздушной обороны Тайваня.
Первые итоги необъявленного визита
Визит Пелоси — это изрядная дипломатическая головная боль для Белого дома. Президент Джо Байден ранее сказал, что американские военные считают визит Пелоси на Тайвань «не очень хорошей идеей».
Нэнси Пелоси — официально третье лицо в системе власти в США. В случае неспособности главы государства и вице-президента исполнять свои обязанности, управление страной переходит в руки спикера Палаты представителей. Администрация Байдена официально не поддерживает решение Пелоси посетить остров. В то же время официальный представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби сказал, что Пелоси имеет право посещать Тайвань, а Белый дом уважает независимость Конгресса США.
«Спикер имеет право посетить Тайвань, — сказал Кирби журналистам. — У Пекина нет причин превращать возможный визит, соответствующий давней политике США, в своего рода кризис».
По словам Кирби, поездка Пелоси никак не изменит политику США в отношении Тайваня, и в Пекине должны прекрасно понимать, что разделение полномочий между ветвями власти в США означает, что Пелоси самостоятельно принимает решение относительно визита. Он сказал, что Пелоси путешествует на самолете американских ВВС, и, хотя Вашингтон не опасается прямой атаки на самолет, это увеличивает риск просчета или ошибки.
Кирби считает, что реакция Пекина может включать запуск ракет вблизи Тайваня, крупномасштабные воздушные или военно-морские маневры или дальнейшие «ложные юридические претензии», например, утверждение Пекина о том, что Тайваньский пролив, отделяющий остров от материкового Китая, не является международным водным путем.
«Мы не попадемся на эту удочку, и не будем бряцать оружием. В то же время нас не запугать», — сказал Кирби.