Почему все так дорого? Спросите с политиков!
.
Государство Израиль и Республику Молдова трудно сравнивать в принципе. Однако процессы, идущие в этой ближневосточной стране, близкой нам своей большой и довольно влиятельной Общиной выходцев из Молдовы, дают возможность понять, что надо и не надо делать государственным деятелям, недавно пришедшим к власти в нашей стране.
— Социальные протесты 2011 года вызвали в Израиле беспрецедентную волну реформ: за три года они несколько поспособствовали возникновению конкуренции в ряде секторов экономики, демонтажу центров власти, повышению минимальной заработной платы, в какой-то мере — устранению неравенства. В определенной степени удалось сдержать завышенные доходы банкиров, а некоторых финансовых паразитов и преступников, действующих по схеме капитал-власть-СМИ, удалось привести к банкротству или отправить в тюрьму.
Но, к сожалению, все это уже стало историей. За последние пять лет израильская политика вступила в эпоху трайбализма, поляризации, ненависти, а в последнее время – коронавируса и теорий заговора. Вместо разумных дискуссий о причинах высокой стоимости жизни, об эрозии качества жизни и качества услуг, мы переживаем период, когда 95 процентов всей нашей энергии уходит в ненависть, войну между лагерями, обильно распространяемые фейки, а также на весь тот мусор, которым забиты социальные сети. Шесть семей, предоставивших данные по своим доходам и расходам, продемонстрировали то, что знакомо большинству израильтян, и это пугает и удручает одновременно: семья, насчитывающая четыре-шесть человек, вынуждена ежемесячно тратить от 20 до 40 тысяч шекелей, чтобы покрыть все свои затраты.
А вот пять главных причин, вызывающих ухудшение качества жизни девяти низших децилей в Израиле – и все это прямой или косвенный результат политики правительства.
Монополии, олигополии и картели
Экономические реалии сегодня таковы, что компании и предприниматели заняты противостоянием «свободному, конкурентному и сложному рынку» – прибегая к слияниям, поглощениям, ограничительным механизмам и к давлению на правительство.
Практически нет в Израиле отраслей с конкуренцией, в особенности в отраслях с наиболее дорогими и важными продуктами и услугами; для того, чтобы кто-то новый не вошел на рынок, барьеры столь высоки, что не преодолимы. Шанс увидеть хоть какое-то равновесие конкуренции равен нулю: это – газовая монополия, картель импортеров автомобилями, олигополии в сфере страхования, пенсионного обеспечения и питания. Все они защищены государством и могут делать с зависимыми от них клиентами всё, что хотят. Можно сказать, что ущерб, наносимый обществу – троекратен: стоимость жизни для потребителей, сознательное торможение любых инноваций в указанных отраслях, а также низкая производительность труда и скрытая безработица на их предприятиях.
В бюджетном отделе министерства финансов, министерстве главы правительства и управлении по вопросам конкуренции по-прежнему слишком много экономистов и юристов, которые плохо разбираются в деле и слишком доверяют своим представлениям, что рынок способен самостоятельно достичь конкурентного равновесия. Более того, многие сотрудники в этих трех центрах власти очень заняты своим будущим – думают, где они будут работать впоследствии, будь то могущественные частные или государственные корпорации, и они оказываются в плену у держателей контрольного пакета акций, генеральных директоров, юристов и лоббистов гигантов, которые готовы делать все, чтобы предотвратить конкуренцию.
Необходимое стало предметом роскоши
Две или три самые серьезные статьи расходов в потребительской корзине семей, поделившихся с нами своими проблемами – ипотека, аренда жилья и транспорт. Если мы добавим к этому средства, которые многие семьи тратят на частное образование, вырисовывается четкая картина, из которой следует, что эти расходы можно считать прямым результатом сознательной государственной политики, рассматривающей жилье, транспорт и образование как частные вопросы, если не предметы роскоши. А это – глобальная ошибка, поскольку крыша над головой не может рассматриваться как частный продукт, он влияет не только на качество жизни, а и на психическое и физическое здоровье большинства людей. Но власть не знает, что делать с этим вопросом.
Цена на земельные участки в целом и на землю в областях наибольшего спроса в частности выросла не в результате гениальности, новаторства, изобретений и разработок инвесторов и крупных землевладельцев. Цена выросла из-за переменных, которые обусловлены внешними обстоятельствами, не подконтрольными наследникам недвижимости, дилерам, застройщикам и инвесторам, вкладывающим в строительную отрасль. Процентные ставки, практика выделения земельных участков и быстрый рост населения привели к повышению цен на жилье и недвижимость, тем самым переместив сотни миллиардов от одной группы населения (довольно большой и рассредоточенной, главным образом – молодого поколения) к другой (небольшой группе инвесторов, вкладывающих в недвижимость – к старшему поколению).
Также заброшена и проблема с общественным транспортом, которым правительство, по сути, не занималось как минимум последних два десятилетия. Система общественного транспорта до сих пор не отлажена, и люди вынуждены пользоваться автомобилями, проводя огромное время в пробках по всей стране. Автомобиль стал и роскошью, и средством передвижения, а пять семей импортеров автомобилей накопили миллиарды. И каждый год сотни тысяч новых автомобилей отправляются в путь, что делает Израиль страной с одним из самых высоких уровней загруженности дорог в западном мире. И это не с небес свалилось, это – государственная политика.
Коррупция и расточительство в государственных расходах
Чтобы правительство могло финансировать качественное и доступное жилье и быстрый, удобный общественный транспорт, оно должно отказаться от огромной налоговой помпы, которая качает средства с рынка недвижимости и транспорта, и потратить в ближайшие годы сотни миллиардов шекелей на строительство жилья и транспортную инфраструктуру. Для этого необходимо сократить ненужные расходы, которые и без того не идут на пользу обществу. Каждый дополнительный миллиард шекелей, который идёт на повышение заработной платы и пенсий в системе обороны, государственных монополиях и министерствах – это миллиард шекелей, который не тратится на инфраструктуру и социальное обеспечение. Каждый миллиард, идущий на заработную плату, пенсии и контракты для заинтересованных групп и близкое окружение – это еще один миллиард шекелей, который вынуждает правительство по-прежнему взимать огромные суммы в виде НДС и налогов на покупку, которыми облагаются товары и услуги.
Удивительны данные главного экономиста минфина о крупнейших покупателях квартир для инвестиций в последнем квартале. Несмотря на беспрецедентный поток средств в хайтек, обогативший предпринимателей и руководителей компаний в стартапах, крупнейшими покупателями инвестиционных квартир являются руководители высшего звена в государственном секторе и оборонном ведомстве. А те, кто не связан с центрами власти, обнаруживают, что у них низкая зарплата, высокая стоимость жизни, и теперь они также видят, что арендная плата, которую они платят, во многих случаях перетекает в карманы тех, кто сумел присосаться к государственному вымени.
Невозможность взимать налоги с мега-магнатов и накопление огромного богатства немногими
Последние исследования показывают: современная налоговая система устроена таким образом, что позволяет самым богатым уклоняться от уплаты налогов на миллиарды долларов. Платит ли налоги верхний эшелон в Израиле? Сколько платит? Известно лишь то, что израильская налоговая служба, бюджетный отдел министерства финансов и Банк Израиля никогда не пытались ответить на эти вопросы. Чиновники из бюджетного отдела готовы без умолку болтать о налоговых льготах на фонды повышения квалификации, но не задаются вопросом, как им заставить 0,1 процента населения, у которого скапливается большая часть богатства, платить налоги, необходимые для финансирования государственных услуг. В течение последнего десятилетия Израиль стал богатой страной с бедными гражданами. У государства низкий долг и огромный избыток активов в иностранной валюте, в частном секторе – сотни миллиардеров, и это в то время, когда подавляющая часть среднего класса стонет от дороговизны жизни и тонет в огромных долгах, особенно по ипотеке.
Демократические институты, игнорирующие общественные интересы
Бедность, неравенство, снижение продолжительности жизни, ухудшение психического здоровья, плохое питание – все это результат сознательной государственной политики, которая предпочитает немногих и сильных широким массам нищающего народа. И это – не Израиль, это – США, чьи демократические институты за последние тридцать лет пришли в негодность, и, в результате, определенная и весьма немалая часть некогда богатейшей страны выглядит как страна третьего мира, когда дело доходит до базовой общественной инфраструктуры и защиты населения от хищнического и жестокого капиталистического сектора.
Провал американской системы за последние двадцать лет должен стать тревожным звонком для Израиля и уроком. Вот, что происходит со страной, которая становится заложницей миллиардеров и мифа о «свободном рынке», который они и их слуги в политике, исследовательских институтах и академических кругах продают широкой публике. Борьба с дороговизной жизни в Израиле должна начаться с разрушения израильских монополий, восстановления сферы общественных услуг и избавления от коррупции в государственном секторе.
Сегодня, в воскресенье, 22 августа, «правительство перемен» Нафтали Беннета, Яира Лапида, Мерав Михаэли и Ницана Горовица намерено согласовать вопрос о добавке в 1,3 миллиарда шекелей в год к бюджетным пенсиям пенсионеров из оборонной системы – одного из самых «сытых» секторов израильской экономики. Это – коррумпированный шаг, который напрямую скажется на стоимости жизни. Странный консенсус в этом вопросе доказывает, что новое правительство вовсе не собирается сражаться за средний класс, и оно, увы, удивительно похоже на последнее правительство Нетаниягу.
Гай Рольник,
журналист, предприниматель, профессор медицины в Чикагском университете, основатель израильской медиа-организации «TheMarker», заместитель издателя газеты «Haaretz»