Поиск..

Лента новостей Регион

От Давоса и Рамштайна — до единого оборонного пространства

.

В последние недели время словно спрессовано: одно за другим идут события, каждое из которых прямо влияет на мировую обстановку, а иногда и определяет её. Самые «горячие» новости – Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария) и «встреча контактной группы» в Рамштайне, где собирались официальные лица Запада и его союзников, включая министров обороны. В Давосском «шабаше», как его именуют некоторые эксперты, участвовала Президент Республики Молдова, а в Рамштайне – министр обороны РМ Анатолий Носатый.

Политолог, экс депутат Парламента РМ, ныне депутат Верховного Совета непризнанного Приднестровья Андрей САФОНОВ высказывает свое мнение о том, куда руководителей Молдовы толкают внешние «ястребы», как это отразится на молдо-приднестровских отношениях и, в целом, на ситуации в этом регионе Восточной Европы.

Чьё место, и в каком строю?

Главное впечатление, которое можно вынести из этих мероприятий – то, что коллективный Запад ускоренно встраивает Молдову в шеренгу противников Москвы, пока у руля в стране находится нынешняя власть. И некоторые западные «ястребы» даже могут рассматривать втягивание Молдовы в войну с Россией и Приднестровьем для того, чтобы, как изящно выразились иные аналитики, «растянуть российские фронты».

Не такая простая схема…

Наиболее интригующим высказыванием этих недель стало заявление Майи Санду на швейцарской земле: «сейчас идет серьезная дискуссия о нашей способности защитить себя, можем ли мы сделать это сами, или нам следует стать частью более крупного альянса». Президент РМ не назвала прямо НАТО, но сомнений в имеющемся в виду блоке ни у кого не возникло. В самом деле, не об ОДКБ же речь идёт.

Во-первых, Молдова в нём и так не состоит.

Во-вторых, по словам высших руководителей Молдовы и начальников внешнеполитического ведомства, Кишинёв практически прекратил работу в СНГ, а в нужный властям РМ момент они выведут Молдову из состава Содружества.

Вроде схема ясная, а вот и не совсем так!

НАТО отрицательно воспринимается не только большинством населения Молдовы, но и Кремлём, который, случись реальное сближение, на фактах, сближение Кишинёва с альянсом, напавшим в 1999 году на Югославию в самом сердце Европы (не считая актов агрессии против других стран), переведёт отношения с Молдовой совсем в другие рамки. А сами же функционеры в РМ говорят, что они не могут пока обойтись без российского газа – если исходить из их посыла, что Приднестровье является «неотъемлемой частью Молдовы в её международно-признанных границах по состоянию на 1 января 1990 года».

Тут дело вот в чём. Уже давно ряд экспертов обсуждает, что кишинёвские власти, дабы избежать обвинений в курсе на вступление в НАТО, могут заключить договор с Румынией «О едином оборонном пространстве». То есть, это будет военная уния с прицелом на реальное поглощение Молдовы своей запрутской соседкой.

А что за страна Румыния? – Правильно, член НАТО. Поэтому, если кто-то спровоцирует, например, новый конфликт на Днестре, вначале может вмешаться Румыния, а потом – по просьбе её, участника альянса – и другие члены НАТО!

Но это пока гипотетическая ситуация.

Памятники, нейтралитет и Церковь – главные направления атаки

Но и то, что происходит, тоже не внушает большого оптимизма. Кишинёвские власти уже вбросили в СМИ и в молдавское общество две идеи.

Первая. Возможный снос советских памятников в Молдове, что также разозлило и сторонников дружбы с Россией, и россиян вкупе с приднестровцами. Идея – с прибалтийской кальки, провокационная. Пока она формулируется не до конца остро. Но начало уже положено.

Вторая. Возможный отказ от нейтралитета, который якобы «неактуален». Это – то же сближение с НАТО и дальнейший разрыв с Россией. Иначе трактовать трудно.

Параллельно началось давление на Митрополию Молдовы, которая относится к Московскому патриархату. Это тоже сценарий, не в Кишинёве изобретённый, что каждый прекрасно знает. Но делается он конкретно под Бессарабскую Митрополию, которая позиционирует себя, как фактическая часть Румынской Православной Церкви. Поэтому, возможна как линия на перекупку священников для их «включения» в Румынскую Церковь, так и – со временем – запрет и ликвидация Митрополии Молдовы с захватом её имущества.

Случись такое, и раскол Церкви в масштабах бывшей Советской Молдавии неизбежен, поскольку очевидно, что приднестровцы не позволят создать на территории ПМР ни одного «румынского» прихода. В этом случае, логичным будет выглядеть либо архиепископат для Приднестровья от Русской Православной Церкви, а то и целая митрополия, учитывая значения этого региона для России во всех отношениях.

Кишинёву нечего обсуждать с Москвой?

Вернёмся к Рамштайну. Как известно, это – площадка на уровне министров обороны 55 стран мира, в нынешних условиях – антироссийская. Участие нейтрального государства в подобном мероприятии неизбежно ставит под угрозу его отношения с державами, считающими сию площадку направленной против них.

Но для Москвы и тут вопросов нет, потому что в России прекрасно запомнили (и записали) «свежую» фразу президента Санду о том, что ей «нечего обсуждать с государством-агрессором». Фраза, как минимум, спорная, если припомнить не только газово-энергетическую эпопею, но и погибающую сельхозпродукцию Молдовы, для части которой всеядный российский рынок закрылся.

Однако если Кишинёв всё это понимает, но попросту выполняет установку своих западных и румынских «кураторов», тогда всё логично и понятно…

Молдову втравливают в войну?

Министр обороны Молдовы почувствовал «засаду». После Рамштайна он заявил, что Молдова не готова к вступлению в НАТО, пытаясь, видимо, снять напряжение. Но Москва не откликнулась на этот «шаг назад»: депутат Государственной Думы России (фракция КПРФ) Леонид Калашников сказал, что вступление Молдовы в НАТО может привести к разрушению её государственности.

Кишинёвским политикам трудно в принципе отыграть назад, поскольку «братья из-за Прута» провоцируют разрыв отношений Молдовы и России. Доказательство налицо: ещё в конце 2022 года заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ подчеркнул, что Молдова — «очень важный партнер НАТО», и Альянс «будет продолжать помогать республике повышать ее устойчивость перед лицом растущего давления России».

Но кто такой сам господин Джоанэ? – Бывший спикер Сената Румынии, заявивший, что «НАТО и ЕС будут продолжать тесно координировать свои действия, чтобы обеспечить взаимодополняемость поддержки, предоставляемой обеими организациями, в поддержку демократических реформ и модернизации сектора безопасности и обороны Молдовы».

А тут, как рояль в кустах, появились обращения из Кишинёва: дать Молдове средства ПВО, а также беспилотники и бронетехнику. Кто всё это должен дать и уже даёт? НАТО. В Молдову прибывают немецкие БТРы «Пираньи», немцы же должны дать беспилотники. Системы ПВО в любом случае тоже дадут натовцы. Больше просто некому.

Против кого всё это может быть использовано? Только против Приднестровья и российских войск, дислоцированных в ПМР! Понимают ли в Кишинёве, на что их толкают «ястребы»?

Остановиться у края пропасти!

Скорее всего, да. Те же высшие руководители РМ уже несколько раз говорили, что молдо-приднестровские противоречия нужно решать «только мирным путём». Но, в то же время, к принятию во втором чтении готовится откровенно провокационный закон «о сепаратизме», по которому практически каждого приднестровца можно при желании арестовать и бросить в тюрьму. Принятие этого закона в окончательном чтении чревато ликвидацией или долгой заморозкой переговорного процесса между Кишинёвом и Тирасполем. Ясно, что в условиях ультиматумов и актов давления даже минимального продвижения по переговорному треку быть не может.

Это видят и на Востоке, и на Западе. Послы и России, и США в последние недели высказались за прямые переговоры между Молдовой и Приднестровьем. Видимо, в Москве и Вашингтоне просчитали ситуацию и не хотят, по крайней мере, пока, превращать бывшую Советскую Молдавию в очередную арену прямого, или через своих союзников, противоборства.

Поэтому, раньше времени не следует впадать в чрезмерно нервное состояние. Ведь есть те, кто только и ждёт этого. Гораздо рациональнее сохранять бдительность, держать порох сухим, но реагировать лишь по факту той или иной провокации.

 

Специально для kommersantinfo.com

 

 

Метки: