«Румынский Кеннеди»?
.
Крайне правый и пророссийский политик Кэлин Джорджеску показал лучший результат в первом туре выборов президента Румынии – так следует из официальных данных ЦИК страны, опубликованных 25 ноября, пишет «Deutsche Welle». После подсчета 100% бюллетеней стало известно, что за Джорджеску свои голоса отдали 22,94% румынских избирателей. На втором месте финишировала кандидат от либерального «Союза спасения Румынии» Елена Ласкони с результатом в 19,18%. Третье место занял действующий премьер-министр страны социал-демократ Марчел Чолаку с 19,15%, которому экзитполы прочили победу. После поражения на выборах, он подал в отставку с поста главы Социал-демократической партии Румынии. Четвертым пришел националист Джордже Симион с 13,87% голосов. В Румынии глава государства определяет внешнюю политику и политику в сфере безопасности, является верховным командующим вооруженными силами и участвует в контроле над разведслужбами. Парламентские выборы в стране запланированы на 1 декабря.
Никто бы, возможно, и не обратил внимание на то, что в Румынии проходят президентские выборы, ведь представление большинства об этой юго-восточной европейской стране ограничивается лишь тем, что там есть Трансильвания, граф Дракула и мамалыга. Кто-то ещё про группу Ozon вспомнит. Что же до политических реалий – для многих это неизведанная территория. Но фигура Кэлина Джорджеску, вопреки всем предсказаниям ставшего после первого тура выборов лидером гонки и вышедшего во второй тур, привлекла внимание мира к Румынии. Джорджеску выступает против помощи Украине, обещает вернуть Румынии величие, и есть даже мнение, что при нём Румыния может начать отворачиваться от НАТО. Кто же такой Кэлин Джорджеску, ипочему его победа в первом туре стала возможна?
Он окончил колледж мелиорации, а затем и Институт агрономии имени Николая Бэлческу в Бухаресте, получив докторскую степень в области почвоведения. На данный момент ему 62 года. Джорджеску – беспартийный кандидат, ранее состоявший в ультраправом националистическом «Альянсе за объединение румын». Бывший исполнительный директор Института глобального индекса устойчивого развития ООН в Женеве и Вадуце. В период с 2010 по 2012 годы Джорджеску занимал пост специального докладчика в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека.
Три раза (в 2011, 2012 и 2020 годах) именно этот политик был предложен на пост премьер-министра Румынии. И если сейчас Джорджеску баллотируется на пост президента как независимый кандидат, то в 2020 годах его фигуру продвигала правая популистская партия «Альянс за союз румын» (AUR). К слову, относительно новая, она была основана лишь в 2019 году и действует не только на территории Румынии, но и в Республике Молдова. Эта партия стремится к объединению всех румын из Румынии и соседних зон, населённых румынами, а также к поддержке румынской диаспоры в других странах. Партия также стремится к объединению Молдовы и Румынии, поддерживает членство в НАТО и прилагает усилия к энергетической независимости Румынии
Раскритиковавший НАТО, Кэлин Джорджеску явно знал, где нужно строить свою предвыборную кампанию. Он сосредоточился на популярной не только среди молодёжи платформе TikTok. И тогда понятна истерия на Западе, где уже требуют ограничить возможности этой соцсети из-за якобы «распространения дезинформации». Румынские НПО призвали расследовать деятельность этой платформы в преддверии второго тура президентских выборов.
Почти вся западная пресса называет Джорджеску правым, даже ультраправым политиком. Ярлык «ультраправый» для мейнстримного Запада – чуть ли не синоним слова «проститутка». А факт в том, что Джорджеску призывает трансформировать Румынию и сделать ставку на экологичное сельское хозяйство, христианские ценности и национальный суверенитет. Его программа, как заметила хорватская Advance, похожа на программу Роберта Кеннеди-младшего в США, которого Дональд Трамп выбрал министром здравоохранения, и который обещал «снова сделать Америку здоровой». И в этом кроется причина его неожиданной для всех популярности – в том самом обещании «вернуть Румынии достоинство» и покончить с подчинением таким международным организациям как НАТО и Европейский Союз.
Президент в Румынии обладает большими полномочиями и может серьёзно влиять на внешнюю политику государства. Долгое время Румыния оставалась верным союзником США и членом Североатлантического альянса, и на территории этой страны размещаются американские базы НАТО, которые играют важную логистическую роль для соседней Украины. Румыния имеет общую границу с Украиной протяженностью 650 километров. Не последнюю роль играет румынский порт Констанца. Львиная доля западной помощи Украине поступает через Румынию, но нынешнее правительство без особой охоты рассказывало о деталях такого хаба.
Кэлина Джорджеску не устраивает текущее положение вещей. И уже давно. В интервью в 2021 году он назвал систему ПРО НАТО на румынской военной базе Девеселу «позором дипломатии». Он также заявил, что НАТО не будет защищать ни одного из своих членов в том случае, если на члена альянса нападёт какое-либо государство. Но что особо напугало Запад – слова Джорджеску о России и президенте Путине. В интервью 2018 года Джорджеску назвал Президента России одним из немногих настоящих лидеров в мире. Хотя он открыто не признавал, что поддерживает Россию, в интервью заявил, что Румыния «должна следовать русской мудрости». Разумеется, после таких заявлений Джорджеску приобрёл репутацию пророссийского политика, хотя ничего, что могло бы говорить в пользу этого, он никогда и не говорил. На первом месте для Джорджеску стоит Румыния. И это, по здравому смыслу, нормальный стиль мышления каждого истинно переживающего за интересы и будущее своего государства политика.
Есть и обратная сторона медали. «Возвращение величия» Румынии – это, конечно, проявление не только патриотизма, но и национализма. Кэлин Джорджеску озвучивал некоторые неоднозначные заявления, касающиеся двух лидеров румынской Железной гвардии, которая действовала с 1927 по 1941 годы. Это, по сути, было румынское ультраправое клерикало-фашистское общественно-политическое движение. Партия строилась на идеологии румынского ультранационализма, антикоммунизма и антисемитизма. Так вот, Джорджеску назвал лидеров этого движения «героями», за что был исключён из «Альянса за объединение румын». Кэлин Джорджеску отрицает, что его программа содержит какие-то элементы антисемитизма или ксенофобии, однако для полноты картины эту информацию упускать не стоит.
Почему же Джорджеску завоевал такую популярность? Его считали явным аутсайдером, который не то, что не сможет во второй тур президентских выборов пройти, а вообще не наберёт большого количества голосов. Многие предрекали, что он, скорее, сможет набрать примерно 5%, а Центр международных исследований и анализа вовсе заявил, что шансы на победу у Джорджеску равны 1%. В итоге – 22, 94% после первого тура. Такие «экспертные» предсказания, на самом деле, лишь доказывают абсолютное непонимание социальной действительности Румынии.
Как пишет автор The Guardian Андрей Поповичу, выбор румын стал криком о помощи. Даже отец Поповичу голосовал за Джорджеску. Да, во многом сыграл свою роль за несколько недель до выборов поток видеороликов в TikTok, в которых политик призывал к патриотизму и обещал «поставить Румынию на первое место». Но отец Андрея Поповичу объяснил: его голос не обязательно был одобрением националистических убеждений Джорджеску, хотя они отчасти и находили у него отклик, а, скорее, протестом против политического истеблишмента. «Я хотел наказать основной политический класс», – объяснил он.
За последние 35 лет, пишет Поповичу, две доминирующие партии Румынии – левоцентристские социал-демократы и правоцентристские либералы – были отмечены коррупционными скандалами, непотизмом, политически связанным мошенничеством и непрозрачным использованием государственных средств. Их решение управлять страной вместе в коалиции в течение последних трёх лет только усилило общественное недоверие, укрепив восприятие того, что все они разом против народа. Подчёркивается, что разочаровано не только старшее поколение, юность которого выпала на переломные моменты истории Румынии, но и современная молодёжь. Такое общее разочарование объясняется несколькими вещами: ростом стоимости жизни, стагнацией зарплат и всепроникающим чувством, что система настроена против них.
Кстати, это же заметил автор The Spectator Нил Кларк во время своего путешествия по Трансильвании, где разговорился с молодыми румынами, рассказавшими, как тяжело стало народу (особенно пожилым) сводить концы с концами из-за высокой инфляции. Все они проклинают конфликт в Украине и стоят на том, что его пора прекращать. Джорджеску блестяще и вовремя обратился в своей кампании к назревшим проблемам народа, проведя также связь между экономическими трудностями Румынии и продолжением помощи Украине.
Возможно, народ увидел в Кэлине Джорджеску надежду, потому и триумф его оказался возможен, хотя занявшая второе место Елена Ласкони, мэр города Кымпулунг, назвала второй тур выборов президента Румынии «экзистенциальной битвой» между теми, кто хочет «сохранить молодую демократию Румынии» и теми, кто хочет вернуться «в российскую сферу влияния».
P.S. По сообщениям СМИ, американский политик, сторонник Трампа Роберт Кеннеди-младший приедет в Румынию на дебаты с победителем первого тура президентских выборов Кэлином Джорджеску. Модератором выступит журналист Такер Карлсом.
По материалам из открытых источников
Хотите поддержать изменения к лучшему в вашей стране? Участвуйте в них вместе с нами! Вы можете внести свой вклад в независимую журналистику.