Поиск..

360° Лента новостей

Стало известно, кто сдал «Моссаду» Эйхмана

.

Личность немца, бывшего ключевой фигурой в поимке Эйхмана «Моссадом», наконец-то раскрыта.

Немецкий геолог, работавший с Адольфом Эйхманом в строительной компании в Аргентине, предоставил ключевую информацию, позволившую «Моссаду» схватить Эйхмана, о чем сообщила немецкая газета Süddeutsche Zeitung. С тех пор, как 60 лет назад Эйхман был похищен, доставлен в Израиль, судим и казнен, личность этого человека оставалась тайной. Теперь, спустя 32 года после его смерти, родные согласилась раскрыть его имя и рассказать о роли в поимке Эйхмана; его личная история заняла почетное место в истории Израиля.

Герхард Кламмер изучал в Германии геологию, философию и историю. В 1950 году он эмигрировал в Аргентину в поисках работы. По воле судьбы примерно в то же время туда под чужим именем прибыл и Эйхман — архитектор «окончательного решения» еврейского вопроса в нацистской Германии. Кламмер нашел работу в строительной компании «Капри», в провинции Тукуман на севере Аргентины. Вскоре после этого в «Капри» поступает Эйхман, под именем Рикардо Клемент. Через несколько лет у компании возникли финансовые проблемы, Эйхман переехал в Буэнос-Айрес, а Кламмер вернулся в Германию.

Кламмер знал, кто скрывается под именем Рикардо Клемент — Эйхман был хорошо известен в нацистской общине Аргентины, которая стремилась помогать ему и защищать. Помимо Эйхмана довольно многие бывшие нацисты работали в «Капри». По словам родных, Кламмер — противник нацизма — в начале 1950-х годов связался с немецкими властями и попытался сообщить им о местонахождении Эйхмана. Ответа от них он так и не получил.

В 1959 году, после возвращения в Германию, Кламмер рассказал об Эйхмане своему близкому другу, священнику, служившему в немецкой армии. Священник передал информацию епископу, а тот, в свою очередь, Фрицу Бауэру — немецкому прокурору-еврею, который в то время охотился за Эйхманом. Бауэр, бежавший из Германии во время Второй мировой войны и вернувшийся в страну после ее окончания, в то время был самым высокопоставленным евреем в немецком юридическом истеблишменте и занимал пост окружного прокурора земли Гессен. В то время, когда остальные представители немецких властей и пальцем не пошевелили, чтобы поймать Эйхмана, хотя было известно, что он скрывается в Южной Америке, Бауэр был единственным, кто прилагал усилия к розыску  военного преступника.

Информация, полученная от Кламмера, была очень ценной. Она включала домашний адрес Эйхмана и фотографию начала 1950-х годов, когда он и Кламмер вместе работали в строительной компании. На снимке они стояли рядом. Бауэр уже получил некоторую информацию об Эйхмане от Лотара Германа, полуеврея, родившегося в Германии и переехавшего в Аргентину. Дочь Германа ходила на свидание с сыном Эйхмана, который хвастался своим отцом. В 1957 году Герман переслал эту информацию Бауэру. Затем Бауэр передал ее в «Моссад», который направил в Аргентину агентов найти Эйхмана. Но агенты вернулись с пустыми руками.

В статье, опубликованной в Süddeutsche Zeitung, говорится, что информация, предоставленная Кламмером два года спустя, была более подробной и ценной, чем информация Германа, неполная и отчасти запутанная. Из этого следует, говорится в статье, что именно информация Кламмера позволила «Моссаду» поймать Эйхмана.

Остальная часть истории хорошо известна. Бауэр встретился в Израиле с Исером Харелем, тогдашним главой «Моссада», и Хаимом Коном, тогдашним генеральным прокурором, и передал им свою информацию. На основании её «Моссаду» удалось найти Эйхмана в 1960 году. Оказалось, что тот действительно жил по адресу, который сообщил Кламмер, но вскоре после этого переехал в другое место. «Моссад» нашел его новый адрес, и группа агентов во главе с Рафи Эйтаном похитила его и отправила самолетом в Израиль. Там его судили, и приговорили к смертной казни через повешение в 1962 году.

Бауэр сдержал свое обещание не раскрывать источник информации, приведшей к поимке Эйхмана. «Моссад» также хранил молчание по этому вопросу. Сейчас никого из тех, кто участвовал в этом деле, уже нет в живых, но еще один элемент головоломки раскрыт.

 

Офер Адерет,

газета  «ХаАрец»

На снимке: Адольф Эйхман (выделен кружком), справа от него Герхард Кламмер. Фото из архива семьи Кламмер.

Метки: