Поиск..

Новости Перспектива

Высокие Ноты Татьяны Гаврилицы

.

Что может быть лучше классической музыки в прохладный осенний вечер, когда на сцене звучат знаменитые арии, романсы и дуэты, в столь теплом и душевном исполнении. — Это значительное событие в музыкальной жизни республики организовала кафедра фортепиано колледжа имени Штефана Няги.

Зал Художественного музея был переполнен задолго до начала концерта, мероприятие почтили своим визитом известные деятели культуры и искусства, музыканты, композиторы, педагоги, любители и ценители музыки.  Концерт собрал поистине звездный состав исполнителей: с произведениями, вошедшими в золотой фонд мирового музыкального наследия, выступили солисты Национального театра оперы и балета, Народные артисты РМ Николай Бусуйок и Пётр Раковица, лауреат международных конкурсов Сергей Варсанов. Незабываемым этот вечер сделало выступление двух педагогов колледжа: воздушное пространство пропитала искренняя нежная музыка — искусство концертмейстера Марины Морару —  в тандеме с великолепным голосом солистки Татьяны Гаврилицы. Концерт, программа которого вобрала в себя мировые хиты музыкального творчества, вёл писатель Анатолий Лабунский — знаток классической музыки и страстный ее пропагандист. Благодарные зрители, а зал был переполнен меломанами всех возрастов, долго не отпускали со сцены артистов, наградив их щедрыми аплодисментами в знак благодарности за прекрасный вечер. «Такие концерты должны стать доброй традицией,- говорит дирижер Симфонического оркестра, пианист, заслуженный мастер искусств Республики Молдова Михаил Сечкин, — чтобы вернуть Кишинёву его былую славу города высокой культуры, где живут истинные ценители  творчества».   После концерта нам удалось пообщаться с Татьяной Гаврилицей  – вдохновителем, организатором и примой этого вечера, обладающей поистине блистательным голосом.

 Татьяна, поздравляю, замечательный концерт! Ваше роскошное драматическое сопрано великолепно оттенили баритон Петра Раковицы  и тенор Николая Бусуйка.

— Спасибо, Ольга, мне очень приятно.

Наши читатели и Ваши новые поклонники, после такого феерического выступления, хотят узнать о Вас как можно больше.

— Сама я родом из украинского города Ровно. Во времена Перестройки начали открывать церкви, соборы, и я частенько туда захаживала, потому что хоровая музыка — моя любовь с детства. Я выросла в этой атмосфере. Мой отец — дирижер, музыкант, руководитель хора, получившего в Киеве официальное звание «народного». Детские воспоминания о нем у меня самые радужные. —  Непрофессиональные певчие исполняли очень серьезную программу. Собственно, папа и его хор нацелили меня на этот путь. И, хотя я закончила консерваторию по классу скрипки, в один прекрасный день решила поступать в Духовную Семинарию. Да, да, не удивляйтесь. Это – один из интересных и удивительных поворотов в моей жизни. Приехала в Одессу  думала, что меня — такую умную, музыкально грамотную и певучую — тут же зачислят в семинарию, а поступила туда только с третьего раза, думаю, когда они убедились, что я на самом деле сделала твердый выбор. В Духовной Семинарии, которую закончила с отличием, я получила не только отличное образование и духовные знания, но и познакомилась со своим будущим мужем. Мы с ним уже 26 лет в браке, у нас — четверо детей и… внучка Ева, совсем еще малюсенькая, новорожденная. А я — новорожденная бабушка.

Мои поздравления и самые искренние пожелания счастья. По окончании семинарии Вы начали петь в церковном хоре?

— Да, с тех самых пор я пою в церковном хоре и руковожу им вот уже 25 лет. Когда мы с мужем приехали в Кишинев, я родила первенца, и наша молодая семья стала по-настоящему полной: папа, мама и ребенок. Но я хотела и профессиональной самореализации, стала работать солисткой в хоре Кафедрального Собора. А как только мужу дали приход, я, как нитка за иголкой, последовала за ним в Ставчены. Здесь я стала собирать приходской хор, что оказалось совсем непростым делом. Профессионалов, желающих петь бесплатно, не было. А у нас не было средств, чтобы платить людям зарплату. Но все получилось. Сегодня костяк хора состоит из женщин моего возраста, много и молодых солисток, которые продолжат наше благое дело. Мы поем трехголосие и достаточно сложные произведения Поповича, Музыческу, Архангельского — не просто обиходный распев как в сельских церквях. В хоре есть люди с музыкальной школой в багаже, но и те, кто не имеет специального образования, за столько лет уже знают нотную грамоту как «Отче наш». Девчонки мои молодцы, и я их очень люблю! Сейчас мы строим православный комплекс с  большой, как собор, церковью, приходской школой и  даже гостиницей, на случай, если приезжие захотят подольше остаться. Приглашаю Вас, Вам обязательно понравится. Недавно у нас гостил академический хор из Македонии, человек 30. Они подарили нам концерт, а мы показали им наши владения, от которых гости пришли в полный восторг.

Татьяна, кто вдохновил Вас на создание хора?

— Простой настоятель церкви, отец Петр. Я решила попробовать и очень увлеклась этим. А благословение мне дал в моем родном городе митрополит Ириней.

То есть, между вокалом и скрипкой Вы выбрали вокал?

— Петь мне хотелось с детства, гораздо раньше, чем играть. Еще в Духовной семинарии преподаватели говорили: «Таня, твой голос — для сольных выступлений, а не хора, попробуй себя в новом направлении». Но, когда я заикнулась об этом своему мужу, он отреагировал очень негативно. Какой священник захочет, чтобы его жена пела на сцене, вместо того, чтобы посвятить себя семье и детям? Правда, сегодня он смирился, волнуется за меня перед моими концертами и дарит самые красивые цветы.  После переезда на жительство в Молдову, я очень хотела поступить в Музыкальную Академию, но помешал возрастной ценз. А я все равно занималась вокалом, потому что уже не могла не петь. И однажды повстречала оперную певицу Маргариту Будей – обладательницу голоса редкой красоты. Она внушила мне такую любовь к опере, что я, уложив уже четверых, к тому времени, детей спать, раскрывала по ночам огромные книги и разучивала по ним арии. Маргарита стала моим наставником, потом я закончила школу Полякова для взрослых. И вот, когда уже получила диплом об окончании музыкального факультета, моя педагог вошла как-то в класс с радостным восклицанием: «Поздравляю! В консерватории сняли возрастной ценз, и ты можешь попробовать себя». На следующий день я собирала документы. В сорок лет поступила в консерваторию и закончила ее с отличием. Потом училась в магистратуре, и в это же время была солисткой Национального театра оперы и балета, но проработала там недолго. Ведь я пришла в театр в 2014 году уже взрослым человеком, у которого есть семья, дети, и  давным-давно четко  расставлены приоритеты. В театре каждый артист думает о том, как выгоднее преподнести лично себя, а у меня были другие цели. Я до сих пор получаю массу удовольствия от одного только выхода на сцену, а без пения себя просто не мыслю. И в настоящей жизни – работа в хоре, сольные выступления и концерты —  у меня этих положительных эмоций предостаточно. Кроме того, у меня есть нагрузка педагога в музыкальном колледже имени «Штефана Няги», и я много лет преподаю вокал в музыкальной школе Марии Биешу. График плотный, но мне работа по душе. И цели педагогические тоже.

Какие?

— Ты служишь не себе, не себя стараешься выпячивать, а помогаешь студенту, чтобы на твоем фоне он не потерялся. Я на фортепианной кафедре не только преподаю вокал, но и пою. Дети играют, а я пою. И очень важно в этих действиях выстроить баланс, чтобы «не забить» ребенка – так музыканты выражаются. То есть, чтобы он не волновался и, тем более, не боялся. Мне нравится работать со старшими детьми, уже понимающими музыку, чувствующими ее по-другому.

Среди Ваших студентов есть таланты – с уникальными голосами или особыми способностями к музицированию?

— Ежегодный фестиваль Марии Биешу проводится не только для взрослых, но и для детей. И среди моих юных учеников есть лауреаты этого конкурса. Анастасия Лоза —  уже несколько раз.

Вы пророчите ей большое будущее?

 — Я думаю, что это возможно, если она не выберет себе другой путь, например — джазовое пение, которым сейчас увлеклась.

Татьяна, какой репертуар для своих концертов Вы выбираете? Он созвучен Вашему восприятию жизни или важна именно музыка?

— Конечно, в первую очередь, я хочу передать то, что чувствую сама. Просто петь не имеет смысла, и голос человека ни о чем не расскажет, какими бы техническими возможностями не обладал. Выходя на сцену, я вызываю эмоции у зрителей, передавая им настроение арии или романса. Особенно сложно это в арии, поскольку она – только часть контекста, а чувства надо выразить здесь и сейчас.

Какое душевное состояние вы передаете зрителю чаще?

 — Наверное, драматическое. Я люблю плакать, страдать, и это — не только на сцене, но и в жизни. Мне кажется, я рождена для этого.

Что тогда привлекает Ваших слушателей? Страдания?

 — Мне кажется – вера. Они верят мне. Сейчас осталось очень мало живого пения, только в театре или камерных концертах. А так — все больше микрофоны, плюсовки и минусовки. И когда ты выходишь на сцену, а между тобой и зрителем нет никого и ничего, есть только состояние наполненности эмоциями, когда ты поешь на языке, который, скорее, не понимают, но ощущают, что тебе больно или радостно – это чувство не передать.

Мои слушатели, в основном, люди искусства, но есть и совсем далекие от него. Недавно в колледже мы готовились к концерту, а, поскольку, часть здания закрылась на ремонт, пришлось переносить рояли из одного крыла в другое. Для этого вызвали бригаду мастеров. В это время у меня шла репетиция с пианисткой. Так рабочие каждые две минуты заглядывали в зал, и не уходили, даже когда все рояли уже были поставлены на место и укрыты. Стояли под дверью и слушали. Так что, мои почитатели – самые разные люди, я думаю, они верят тому, что я делаю.

Кто вас поддерживает на сцене?

— Мой концертмейстер Марина Морару — и словом, и делом. Я надеюсь, что в этом тандеме мы будем работать и дальше, потому что для вокалиста очень важно найти аккомпаниатора, который тебя чувствует, на одной с тобой волне и может работать, забыв поесть и поспать.

Скажите, пожалуйста, в Вашем театральном репертуаре остались арии, которые Вы хотели бы спеть в будущем на большой сцене?

— Да, есть партия, которую я мечтаю спеть – это роль Абигайль в Набукко. Мечта, наверное, недостижимая, потому что ария — безумно сложная. Хотя, может быть, это когда-то и произойдет. В моем репертуаре – Бал-маскарад, Отелло, Аида и Набукко — Верди, Турандот – Пуччини, партия Лариной – матери Татьяны — из Евгения Онегина Чайковского. Вне театра я пою много разных концертов: в Органном Зале, Большом и Малом залах Филармонии, в музеях, на творческих вечерах. Я всегда с удовольствием работаю для публики. На нашей сцене я выступала  со звездами — Петром Раковицей, Борисом Матеренко, Николаем Бусуйком. Николай — народный артист, солист  театра — мой давний партнер по сцене еще со времен консерватории. Мне очень приятно, что Вы пришли на концерт. Я тронута вниманием, и когда вижу в зале доброжелательные лица, очень стараюсь.

Большое Вам спасибо за эстетическое удовольствие от концерта и за интервью, Татьяна. Теперь kommersantinfo.com  — в рядах Ваших многочисленных поклонников. И все мы желаем Вам больших творческих успехов.

— Благодарю Вас.

 

Интервью подготовили:

Ольга Березовская

Елена Семеновкер

 

 

 

 

 

Метки: