Чао, ДПМ!
.
Одна из старейших партий современной Молдовы, насчитывающая 24 года, сейчас переживает, пожалуй, свой самый трудный период. Шанс на спасение — смена лидера, считает историк, политолог Виктор АЛЕКСЕЕВ.
— Почти всю свою историю (за исключением разве что «воронинских» лет) ДПМ, так или иначе, оказывала влияние на власть, была составной частью этой власти, а в 2016-2019 годах сначала вместе с ЛП, а затем и без неё, единолично правила страной. И после ухода из власти ДПМ оставалась грозной силой, в составе которой были сотни мэров, немало председателей районов и функционеров центральной и районных властей. Такая партия, даже после бегства В.Плахотнюка из Молдовы в июне 2019 года, продолжала и в оппозиции влиять на ситуацию в стране, так что, правящая тогда коалиция ACUM-ПСРМ была вынуждена постоянно оглядываться на её деятельность, хотя и с глубокой неприязнью.
По мере того, как новый председатель партии П.Филип осуществлял её реорганизацию (последние месяцы 2019 г.), бывшие главные враги ДПМ, ПДС и Платформа ДА, стали проявлять к ней интерес. Они выражали надежду на то, что после преобразований смогут создать с ДПМ коалицию и вместе править несколько лет до нового созыва парламента. В начале 2020 года ещё казалось, что так оно и будет. Процесс реорганизации ДПМ подходил к концу, заманчивые предложения со стороны ПДС и Платформы ДА продолжали, судя по высказываниям их лидеров, оставаться в силе, и явно очень скоро должен был настать момент, когда с реформами в партии было бы покончено, и она снова могла бы вернуться во власть.
Она действительно вернулась к власти, на этот раз в коалиции, вот только, последствия создания которой оказались для неё катастрофическими. П.Филип так и не понял ни тогда, ни сейчас, что создавать коалицию с пророссийскими силами для ДПМ, которая никогда в таких союзах не состояла — шаг самоубийственный. Филип пошел на поводу у тех сил в ДПМ, которые страдали по утраченной власти и надеялись как можно скорее в нее вернуться. С кем именно, впрочем, они даже не подозревали. Не дожидаясь завершения преобразований в партии, под давлением её просоциалистически настроенной части, среди которой было немало влиятельных предпринимателей, П.Филип, еще недавно, в бытность свою премьером, казавшийся заклятым врагом ПСРМ и России, пошел на сближение и создание коалиции с социалистами.
Это событие, состоявшееся 16 марта 2020 года, стало для ДПМ в ее тогдашнем виде приговором. Уже в преддверии данного эпизода, 19 февраля, 6 депутатов покинули ДПМ. Но все равно большинство ПСРМ-ДПМ ещё казалось прочным (59 депутатов), несмотря на предупреждение депутата нового формирования Pro Moldova Чеботаря о том, что коалиция скоро его потеряет. П.Филип не обратил серьезного внимания на происшедшее, но в течение нескольких месяцев все произошло именно так, как предупреждал Б.Чеботарь: фракцию покинули еще 8 человек. Социалистам удалось удержать в своих рядах Ш.Гацкана, иначе его уход привёл бы их к потере власти и переходу в оппозицию. Западные посольства, сначала нейтрально относившиеся к происходящему (хотя и там было много тех, кто поразился такому крутому повороту курса со стороны ДПМ), стали высказывать все большее неодобрение поведению слабеющей ДПМ, которая дискредитировала себя в их глазах союзом с пророссийской партией.
В конце концов, П.Филип это тоже понял и в ноябре прошлого года постарался порвать коалицию с ПСРМ. Но не учел, что с марта 2020 го ситуация существенно изменилась не в пользу его партии. Пять покинувших ДПМ, а затем и Pro Moldova депутатов создали группу Pentru Moldova, к которой 4 ноября 2020 года присоединилась вся фракция Партии Шор. В результате образовалось довольно крупное (14 депутатов) парламентское формирование Pentru Moldova, которое, видя, что ни социалисты, ни правые (ПДС-Платформа ДА) не способны самостоятельно создать большинство, стали претендовать на власть. И так как ПДС и Платформа ДА с Pentru Moldova дискутировать отказывались (их называли соучастниками кражи миллиарда), то эта группировка пошла на соглашение с социалистами и в декабре 2020 года сформировала с ними фактически новую властную коалицию.
Так ДПМ оказалась окончательно выброшена из власти, а поток желающих порвать с ней и попытать счастья в других партиях возобновился с новой силой. ДПМ покидали мэры, председатели районов, министры и прочие функционеры, объявившиеся в ее рядах не только во времена Плахотнюка, но и бывшие среди ее создателей в конце 1990-х. Процесс этот продолжается и в настоящее время, когда прежний созыв Парламента РМ уже ушел в историю. Партию покинули даже советники из Панашешт — родного села самого П.Филипа. Отказался идти по спискам партии и объявил о неучастии в выборах первый председатель ДПМ Д.Дьяков — человек, проведший на парламентской скамье около 20 лет и бывший председателем законодательного органа образца 1998-2001 годов.
Сегодня никто и не помышляет вступать в союзы со стремительно рассыпающейся бывшей партией власти. При всем своём безумном упрямстве и нежелании признать ошибки, П.Филип мог понять хотя бы это и принять решение об участии в новых выборах самостоятельно, без потенциальных партнеров. Но, пытаясь «надуть щеки» и показать, что ДПМ чего-то еще стоит, он уверил западных послов, что когда ДПМ попадет в парламент, то обязательно будет поддерживать там проевропейский курс. Чтобы показать наличие и внешней поддержки, Филип съездил в Бухарест, пытаясь убедить всех, что в Румынии у ДПМ есть мощные и влиятельные союзники. Но бывший румынский союзник ДПМ, СДПР, сейчас не у власти и никаких реальных обещаний ДПМ дать не может. Так что, на встрече явно обошлись словами устной, моральной поддержки. Конечно, это лучше, чем ноль, но не более того.
Судя по результатам множественных опросов, констатируем, что у ДПМ нет никаких, даже призрачных шансов попасть в Парламент РМ, где еще совсем недавно она была главной партией страны. Этот катастрофический обвал, падение в пропасть забвения за срок немногим более года – «заслуга» прежде всего одного человека, ее лидера П.Филипа. Стремясь к власти любой ценой, он наплевал на традиционную, умеренно, но последовательно прозападную позицию, и вступил в союз с ПСРМ, что полностью противоречит всей предыдущей истории ДПМ. Расплатой за безграмотное решение Филипа стала потеря доверия как с правой, так и с левой стороны, она повлекла за собой все последующие расколы в рядах партии и выход несметного количества функционеров из идущей на дно ДПМ.
Единственный шанс на её спасение — решительная смена недальновидного лидера П.Филипа на новую «палочку-выручалочку», популярного в стране политика, каким для партии когда-то стал М.Лупу. Если не случится и этого, ДПМ в недалеком будущем исчезнет как политформирование, оставив в назидание другим свой печальный финал.
Специально для kommersantinfo.com