Поиск..

Важно Регион

Перспективы Приднестровья: три точки зрения

.

В последнее время напряжение между Кишиневом и Тирасполем усиливается. Судя по всему, противоречия сторон, коренившиеся на глубинном уровне, подходят к своему критическому пределу. Тревожная в этот сложный момент конфронтация стала поводом для заявлений экспертов, политиков и даже государственных деятелей. Мы публикуем сегодня три из них, они носят концептуальный характер и дают возможность взглянуть на Приднестровье с нескольких сторон.

 

Сергей Лавров — Глава МИД РФ

«Проблема Приднестровья была бы давно решена, если бы некоторые участники переговорного формата «5+2» (Молдавия и Приднестровье — стороны конфликта, Россия и Украина — гаранты и посредники, ОБСЕ — посредник, а США и ЕС — наблюдатели) не преследовали цель укрепления НАТО.

Мы не будем поддерживать попытки затащить Молдавию, естественно, вместе с Приднестровьем, в НАТО. Это категорически исключено. Мы не будем поддерживать попыток лишить Молдавию своей государственности. В рамках уважения этих принципов, которые, по моей оценке, полностью отвечают коренным интересам Молдавии, как государства, и молдавского народа, мы всегда, гарантирую, сможем найти решение проблемы Приднестровья.

Если бы все участники процесса «5+2» из этого исходили, мне думается, что проблема давно была бы решена. К сожалению, это не совсем так, некоторые наши западные коллеги все-таки преследуют несколько другую повестку дня, которая определяется, прежде всего, их обуреваемостью укрепления и расширения Североатлантического альянса. Россия поддерживает суверенитет Молдавии с самого начала постсоветской истории республики».

(Из заявлений, сделанных в рамках «круглого стола» с представителями Фонда публичной дипломатии имени А. М. Горчакова.)

 

Марк Ткачук — член Исполкома партии «Гражданский конгресс», РМ 

«В 2003 году мы считали, что «Меморандум Козака» надо было подписывать. И я себе задаю вопрос: а что мешает нынешней власти это сделать сегодня? — Ничего! Все в ее руках.

У нас на левом фланге существуют политические силы, которые любят критиковать коммунистов и Марка Ткачука за события 2003 года. Большинство из них являлись членами компартии, куда они вступили позже. То есть, делать карьеру им не помешала история с «Меморандумом Козака». Потом они предали коммунистов. Сейчас у них в руках вся власть, есть президент…, есть парламентское большинство, текст «Меморандума» и сам Дмитрий Николаевич Козак. Подпишите его и закройте эту историю. Либо перестаньте спекулировать на этом.

На мой взгляд, приднестровское урегулирование может произойти только в одном жанре — народного гуляния, а не очередного гражданского столкновения. Это конфликт не левого-правого берега, а вопрос об устройстве молдавского государства.

Сегодня приднестровский конфликт стал фейковым. На уровне общества его нет. Люди работают, ездят друг к другу в гости. На чемпионатах по футболу в Тирасполе поднимается триколор и звучит молдавский гимн. Футбольная команда «Шериф» — чемпион Молдовы. Здесь много лишнего, додуманного, перекрученного.

Если Россия выведет свои войска, вооружение, металлолом, который там хранится, то территориальная целостность восстановится. Но единства и доверия с обеих сторон не будет, так как нет гражданского единства».

 

Лев Вершинин — политический консультант, Испания

«Думаю, «приднестровский вопрос» уже решился бы, останься у власти Евгений Шевчук. Кремль охотно дал бы «добро» на уход Тирасполя в зону влияния ЕС, в обмен на признание Крыма, как части России. Вернее, на обещание признать, и был бы вновь обманут. Но это уже другой вопрос, а вот судьба Приднестровья была б решена.

Такой вариант, однако, не устраивал элиты обеих сторон: как руководство холдинга «Шериф» в Тирасполе, так и партнеров «Шерифа» из команды Плахотнюка (вернее, скажем прямо, Плахотнюка-Додона) в Кишиневе. В рамках такого сценария они теряли бы сверхприбыльный эксклюзивный бизнес, и оказывались перед вполне реальным шансом по итогам аудита сесть на скамью подсудимых за крупные хищения из бюджетных средств РМ и Приднестровья.

Устранение Евгения Шевчука (успешно наводившего мосты с ЕС в «личном» режиме) давало «картелю» молдавских и приднестровских элит возможность не только избежать угрозы, но и списать все грехи на проигравшего. Чем и была обусловлена интрига, в которую эта, скажем так, «чудовищная коалиция» искусно вплела Москву.

В принципе, у Москвы был вариант поддержать и Шевчука, отыграв, пока его влияние в регионе было достаточно велико, какие-то очки в переговорах с ЕС. Но «башни» пошли иным путем, на мой взгляд, поддавшись эмоциям. В чем-то их можно понять: обиженные  «кидками» Киева и проворонив начало «инициатив Шевчука», «кремлевские» обиделись не на себя, хотя стоило бы, а на Шевчука, по их мнению, «сорвавшегося с поводка», в связи  с чем и дали отмашку «картелю».

Все дальнейшее стало делом техники, а сценарий более всего напоминает события середины XIX века в Бухаресте, когда «чудовищная коалиция» свергала Кузу. Относительное равенство сил было сломано секретным (в тот момент), но уже переставшим быть таковым ныне, телефонным звонком представителя оппозиции из Тирасполя в российское посольство в Кишиневе, который и решил судьбу Приднестровья: она в «бесконфликтном режиме» перешла к тандему Красносельский-Антюфеева.

Сейчас сюжет может повториться, но теперь куда в менее позитивном для Кремля варианте. По моим данным, приднестровские политики, которые более чем способны прийти к власти, обижены и даже озлоблены на Москву, слишком однозначно (и чисто по причине мелких «обидок») поддержавшую нынешний «кишиневско-тираспольский» картель, имеющий все признаки мафиозности. Хуже того, чем дальше, тем больше компрометирующий Москву на международной арене, при этом еще и не соблюдая ее интересы.

В целом, на мой взгляд,  ситуацию в Приднестровье можно охарактеризовать как остро критическую. Если ранее влиятельные круги Тирасполя отторгли Шевчука с его, как они полагали, «неуместными и преждевременными» инициативами, то  сейчас ситуация иная. Сравнивая тогдашние времена с теперешними,  многие сожалеют об уходе  преемника Игоря Смирнова из активной политики, и, более того, просматривается тенденция к ожиданию «второго пришествия».

Впрочем, все это пока всего лишь ощущения, хотя и небезосновательные, а как будут реально развиваться события в Приднестровье и вокруг него, покажут только предстоящие выборы  в высшие эшелоны власти в Тирасполе и, разумеется, в Кишиневе».

 

 

 

Метки: