Сегодня Молдова — не площадка для инвестиций, а территория повышенных рисков
.

Это общее мнение экспертов, длительное время анализирующих экономические процессы, идущие здесь. Почему инвесторы уходят из Республики Молдова? Обычно их ответ таков: «Инвестор уходит не тогда, когда не видит прибыли, а тогда, когда не чувствует стабильности».
Поток прямых иностранных инвестиций, который еще несколько лет назад подавал надежду на экономическое оживление, стремительно иссякает. По данным Национального банка Молдовы, в 2024 году объем ПИИ сократился почти на 18% по сравнению с предыдущим годом. А в первом квартале 2025 года — еще минус 6%, и это несмотря на рекордную инфляцию и девальвацию лея.
Страна с репутацией «политических сюрпризов»
Молдова сегодня — это не страна устойчивой экономики или прогнозируемой политики, а поле бесконечных внутриполитических конфликтов, судебных разбирательств, импровизированных реформ и неожиданно сменяющихся правил игры.
Одним из ключевых факторов, отпугивающих инвесторов, являются непредсказуемость и политическая волатильность.
Молдова остаётся страной с крайне высоким уровнем политического риска, что значительно сдерживает долгосрочные инвестиционные стратегии, — отмечается в отчёте Moody’s Investors Service за май 2025 года.
С 2021 года у власти в стране находится партия PAS, президент — Майя Санду. Несмотря на проевропейскую риторику, инвестклимат за эти годы не улучшился. Многие реформы декларируются, но не реализуются. В стране царит правовая и управленческая импровизация.
По оценке эксперта по региональным инвестициям CEPS Brussels Петера Кальтенбаха, в Молдове сохраняется высокий уровень административного давления на иностранный бизнес, что подрывает доверие инвесторов. Он отмечает, что речь идёт не столько о законах, сколько о повседневной практике взаимодействия с государством.
Судебная система — не для бизнеса
Инвестор не будет вкладывать средства в страну, где суд может за одну ночь отменить или «переписать» решение, в зависимости от политической конъюнктуры.
Представитель Миссии ЕС в Молдове Фабио Джанини в апреле 2025 года выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на формальное проведение реформы юстиции, сохраняются случаи решений, которые, по мнению экспертов, могут восприниматься как политически мотивированные. Это, по его словам, подрывает доверие инвесторов.
Молдова по-прежнему находится в числе аутсайдеров по уровню доверия к судебной системе (менее 18%, по опросу iData, июнь 2025). Около 70% опрошенных предпринимателей считают, что суды не защищают их интересы.
Давление на бизнес и монополизация
Другой фактор — усиление фискального и административного давления на бизнес. С начала 2024 года в Молдове выросли налоги и сборы, а также количество проверок со стороны государственных органов.
«Государство использует фискальные инструменты как метод давления. Это создаёт неравные условия и нарушает рыночные принципы», — комментирует глава Ассоциации иностранных инвесторов Молдовы (FIA Moldova) Раду Немес.
По данным Национального агентства по защите конкуренции, доля компаний с признаками аффилированности к политическим кругам выросла почти вдвое на ключевых рынках — от фармацевтики до госзакупок.
Малый и средний бизнес чувствует себя вытесненным, а иностранный — уходит.
Вот самые яркие примеры ухода капитала из РМ:
• «Katoen Natie» (Бельгия) — в 2024 году продала активы в Джурджулештах, обвинив власти в «игре на грани экспроприации».
• «Summa» (Турция) — заморозила новые проекты в 2025 году, заявив о «потере прозрачности в госфинансах».
• «Draexlmaier» (Германия) — оптимизирует деятельность, частично выводя производство из Молдовы из-за «нестабильности операционной среды».
Большинство экспертов считает, что проблемы инвесторам создает геополитическая турбулентность, в которой сегодня находится страна.
Участие Кишинева в антироссийских санкциях, зависимость от дотаций ЕС и рост внешнего долга усиливают впечатление непредсказуемости.
Как подчеркивает экономист Центра Балканских Исследований Михаэль Хофстеттер, Молдова продолжает балансировать между Востоком и Западом, при этом, по его мнению, бизнесу по-прежнему не предлагается ни четкая стратегия, ни гарантии.
Вдобавок, вопрос Приднестровья снова встал ребром — заявления некоторых политиков Кишинева о намерении «интегрировать регион» без согласия Тирасполя рассматриваются как риск военного обострения, что также влияет на настроения инвесторов.
В то же время, в рамках диалога о вступлении, Европейская комиссия подчёркивает, что устойчивый инвестиционный климат — один из ключевых элементов оценки готовности страны к интеграции. В Докладе Комиссии о расширении от июня 2025 года прямо говорится, что «привлечение и удержание инвестиций требует надёжных институтов, верховенства закона и прозрачности государственной политики». Параллельно с декларацией о евроинтеграции и подписанием Deep and Comprehensive Free Trade Area (DCFTA), Европейская комиссия запустила самый масштабный пакет поддержки Молдовы — Growth Plan на €1.8 млрд (с возможностью мобилизовать ≈ €2.5 млрд инвестиций) и расчётом на удвоение экономики за 10 лет. Однако вопреки этой программе, на практике инвестклимат в стране остаётся непрозрачным и нестабильным. И это — очень выразительный контраст между обещаниями Молдовы и реалиями.
В итоге, в деловом мире на протяжении последних лет сложилось устойчивое мнение, что сегодня Молдова — это не площадка для инвестиций, а территория повышенных рисков. Здесь бизнесу сложно планировать, трудно защищать свои интересы и практически невозможно быть вне политики.
Пока государство не предложит инвесторам долгосрочные гарантии, справедливый суд и реальную конкуренцию, отток капитала, несомненно, продолжится — независимо от риторики о евроинтеграции и модернизации.
Только лидеры, понимающие, что основа благосостояния государства — экономическое развитие и лишь затем — политические предпочтения, смогут вернуть в страну инвестиции и перспективу на укрепление базиса Молдовы.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу: важные новости, аналитика и инсайды!
Для этого потребуется сделать 3 шага в сторону незабываемой коллаборации!