Поиск..

Лента новостей Перспектива

Впереди — битва непопулярных кандидатов

.

До выборов президента США остался год. Придется ли американцам выбирать его из двух непопулярных кандидатов? Велики ли шансы Дональда Трампа на победу над Джо Байденом? Может ли кто-то из двух кандидатов сойти с дистанции? Почему непопулярен президент, выполнивший предвыборные обещания? На эти и другие вопросы ответил наш постоянный автор, политолог Андрей Коробков.

5 ноября, за год до президентских выборов, газета New York Times обнародовала результаты социологического опроса, взбудоражившие демократов. Выяснилось, что в пяти из шести так называемых колеблющихся штатов, где, скорее всего, решится исход президентских выборов будущего года, Джо Байден отстает от Дональда Трампа на четыре пункта. Причем потеря Байденом популярности в тех самых штатах, где он взял верх на выборах три года назад, выглядит не случайным перепадом настроений американцев. От него отвернулись, если верить опросу, ключевые группы избирателей. И отвернулись именно от него, потому что, согласно тому же опросу, любой другой кандидат от демократов одержал бы победу над Трампом с перевесом в восемь процентов. При этом Дональд Трамп является самым желанным соперником для Джо Байдена, потому что другой среднестатистический республиканский кандидат опережает Байдена на пятнадцать процентов в индивидуальном противостоянии. Иными словами, если Байден и Трамп будут номинированы в президенты своими партиями, американцам придется делать выбор между двумя непопулярными политиками, которых большинство американцев не хотели бы видеть в роли кандидатов в президенты. 63 процента американцев негативно относятся к Дональду Трампу, 56 – к Джо Байдену.

После появления опроса New York Times, прозвучали первые громкие публичные призывы к Джо Байдену отказаться от борьбы за номинацию в президенты, уступив место более молодым кандидатам, способным победить Трампа. Призывы прозвучали и слева – из уст видного демократа бывшего ближайшего советника президента Обамы Дэвида Аксельрода, и справа – в виде редакционной статьи газеты Wall Street Journal, редакционная коллегия которой не является поклонницей республиканца Дональда Трампа.

– Господин Коробков, как вы считаете, заслуживает ли этот опрос, проведенный за год до выборов, такого повышенного внимания?

– Я считаю, что это – абсолютно катастрофическая ситуация для Джо Бадена. Нужно помнить, что в Америке реально в президентских выборах участвуют 10-12 штатов, в остальных расклад голосов известен заранее, мы знаем кто победит – демократ или республиканец. Нынешний тренд ужасающ для демократов и конкретно для Байдена. Вторая проблема для него состоит в том, что от Байдена стала отворачиваться молодежь, средний класс, живущий в пригородах, ряд меньшинств. Последний опрос показал, что 22 процента афроамериканцев собираются голосовать за Трампа – это гораздо больше, чем было в предыдущих циклах, 42 процента – испаноговорящих. Если такие результаты действительно будут достигнуты во время выборов, это будет рекорд для республиканцев по двум данным группам. Последние проблемы, с которыми столкнулся Байден, связаны с конфликтом на Ближнем Востоке. Он однозначно поддержал Израиль, исходя из того, что 72 процента представителей еврейской диаспоры голосуют за демократов, был уверен, что это усилит его поддержку в рамках партии. Но он не обращал внимания на опросы, которые уже весной показали, что среди демократов больше поддерживали Палестину, чем Израиль. Это, конечно, колоссальное изменение по сравнению с тем, что мы наблюдали в течение многих десятилетий.

Среди молодежи разрыв уже между теми, кто поддерживает Палестину и Израиль, составляет порядка 15 пунктов, что серьезно. Очень большие кластеры мусульман живут, например, в Мичигане, где они составляют большинство в ряде мест, в том числе в пригороде Детройта Дирборне, в Висконсине и ряде других штатов, где идет реальная политическая борьба во время президентских выборов. Поэтому все это, конечно, посылает очень неприятные сигналы как Белому дому, так и руководству Демократической партии.

– Как вы объясняете непопулярность Байдена? Казалось бы, американская экономика в хорошей форме, безработица низкая, заработки растут. При Байдене были приняты законопроекты о финансировании инфраструктуры, об инвестициях в зеленую экономику. Экономисты говорят, что они ощутимо помогли экономике. А американцы, как считают, голосуют карманом.

– Тут три основные проблемы. Во-первых, процентные ставки по-прежнему велики, инфляция все еще высока, хоть она и снизилась по сравнению с началом года. Американцы не покупают основные пункты экономической программы, поскольку эти пункты на них лично никак не влияют – это вторая проблема. А третья причина состоит в том, к несчастью для Байдена, что изменить практически нельзя: обычно, когда президент непопулярен, его начинают возить по стране, он начинает встречаться с избирателями, произносить какие-то речи. В случае Байдена это не только не работает, а приносит обратный результат. Когда он встречается с электоратом, люди видят еще более слабую версию по сравнению с тем, что на экранах телевизоров: старый человек, который без конца оговаривается, некрепко стоит на ногах. Публика видит реальность, и тут уже ничего не сделаешь.

– И этот негативный для Байдена факт подчеркивает то, что, согласно опросу, любой среднестатистический кандидат от демократов, за исключением вице-президента Харрис, победил бы Дональда Трампа на выборах с перевесом в восемь процентов. То есть, как пишут социологи, проблему представляет именно кандидатура Джо Байдена?

– Точно такая же дилемма существует и для республиканцев. Трамп – кандидат слабый. Он конкурентоспособен только в противостоянии с Байденом и Харрис. Если Трампу придется конкурировать с любым демократическим кандидатом кроме этих двух, скорее всего, это тоже будет катастрофа.

– Сторонники и защитники Джо Байдена считают, что нет повода для отчаяния. Они приводят данные о низких рейтингах Барака Обамы за год до его победы на вторых президентских выборах. Они надеются на то, что избиратели сплотятся вокруг кандидатуры Байдена, поскольку подавляющее большинство американцев выступает за право женщин на аборты, большинство понимает, что возвращение Трампа представляет опасность для американской демократии. Кстати, только прошедшие выборы в нескольких штатах показали, что именно право на аборты является сейчас важнейшей темой для американских избирателей.

– Это важный фактор, особенно важный – для демократического электората. Он может мобилизовать его определенные группы. Но в случае национальных выборов, во-первых, все-таки главным будет состояние экономики. Каким оно будет, пока сказать трудно. Относительно выборов, которые прошли в Миссисипи, в Кентукки, в Вирджинии, на самом деле, результаты были абсолютно предсказуемы.

Эти выборы мало, о чем говорят, с точки зрения перспектив следующего года. Вопрос абортов важен, но, повторю еще раз, он является второстепенным по сравнению с состоянием экономики. Как я уже говорил, этот цикл будет очень необычным просто вследствие персоналий. Окружение Байдена все время пытается найти какие-то темы, которые увеличат поддержку Байдена, а дело очень во многом в данной ситуации просто в личности кандидата, которую не изменишь никакими экономическими или политическими программами. То же самое с Трампом. Трамп пользуется популярностью у значительной части республиканского электората, на праймериз он, скорее всего, победит. Вопрос выборов следующего года будет состоять в том, насколько Трамп приемлем как кандидат для независимых. Да, Трамп сейчас опережает Байдена среди них, но мы не знаем, какой будет динамика, связанная с судебными исками против Трампа, как на решение судов посмотрят именно центристы. Все будет зависеть от динамики следующего года, как экономической, так и связанной с судебными делами Трампа, так и, честно говоря, с физическим и умственным состоянием Байдена.

– Вы не упомянули среди решающих факторов события в Украине и Израиле.

– В Америке вопросы внешней политики во время выборов всегда уходят на второй и даже третий план. Я не думаю, что это будет оказывать какое-то серьезное влияние. Касаемо конфликта на Ближнем Востоке, многие демократы, именно представители базы, активисты партии, могут просто не пойти на выборы, разочаровавшись в Байдене. Не думаю, что Украина будет играть какую-то серьезную роль во время выборов. Ясно, что республиканцы уже достаточно твердо настроены на сокращение ей помощи. Не исключено, что правые в рамках партии навяжут эту позицию партии в целом.

– Обеспечил ли Дональд Трамп себе номинацию в президенты от Республиканской партии? Его лидерство сейчас неоспоримо.

– Да, он обеспечил себе номинацию, если только какие-то судебные решения не заблокируют для него возможность участия в выборах. Сейчас основная ставка делается не на эти суды, а на 14-ю поправку к Конституции. Был запущен пробный шар в Колорадо под предлогом того, что Трамп участвовал в вооруженном восстании против федерального правительства во время событий 6 января.

– Речь идет о попытках не допустить Трампа к участию в выборах в некоторых штатах на основании того, что он якобы причастен к мятежу?

– Да, не вносить его имя в избирательные бюллетени в конкретных штатах. Эта поправка включает положение, согласно которому люди, участвующие в вооруженном мятеже против федерального правительства, не могут занимать выборные и государственные должности. Поправка была принята в 1868 году сразу после Гражданской войны северянами, которые знали, что, если этого не сделать, на Юге всюду выиграют выборы представители бывшего конфедеративного правительства, проигравшего Гражданскую войну, и военные лидеры южной армии. Поэтому их на определенное время лишили прав. Сейчас пытаются привязать Трампа к этой поправке, но это дело очень темное юридически. Скорее всего, если такие решения где-то в штатах будут приняты судами, то последует немедленное обжалование, и все это будет тянуться. Скорее всего, протянется дольше, чем предвыборный период.

– Ранее вы предполагали, что Байден может снять свою кандидатуру, но этого не произошло. Демократы пока не решаются бросить вызов президенту, за исключением двух малоизвестных фигур и Роберта Кеннеди-младшего, который выдвигается в качестве независимого. Как вы думаете, обеспечена ли Джо Байдену номинация в президенты?

– Есть большой парадокс: Байден многого добился, многое осуществил из своей предвыборной программы, но продать это электорату как нечто важное и ценное не смог. Вообще ситуация является буквально копией событий 1968 года. Президент Джонсон осуществил глубокие реформы в экономике, в социально-политической жизни, которые – именно то, о чем мечтали активисты Демпартии. Но Джонсон все глубже втягивается в войну во Вьетнаме, против которой выступают эти самые активисты. В последний момент против него выступает малоизвестный сенатор Юджин Маккарти и вдруг получает больше трети голосов как раз на праймериз в Нью-Гемпшире. Он не выиграл праймериз, но тот факт, что малоизвестный человек бросает вызов действующему президенту на праймериз и получает очень большую поддержку, привел к тому, что Джонсон объявляет после этого, что не будет баллотироваться на следующий срок, выходит из предвыборной гонки.

Вся динамика того, что сейчас происходит, очень похожа на события, которые привели к крушению Линдона Джонсона как кандидата в президенты, а Джонсон был очень влиятельный, очень сильный политик. Сейчас роль Маккарти потенциально может сыграть конгрессмен от Миннесоты Дин Филипс, объявивший о выдвижении своей кандидатуры вопреки желанию руководства Демократической партии.

– Для Байдена ситуация парадоксальная. Он по праву может считать себя успешным президентом, за три года были приняты несколько законов, близких сердцу демократов. При этом руководство партии, как пишут, опасается появления любых соперников Байдена на первичных выборах. Пытается отговорить потенциальных соперников от участия в праймериз.

– Почему Байден оказался кандидатом партии в 2020 году? Во-первых, была масса маловыразительных кандидатов, которые представляли интересы только своей группы внутри партии. Во-вторых, взошла звезда Берни Сандерса, левака. Верхушка партии очень боялась, что, если он будет кандидатом партии, она будет просто разгромлена. Поэтому выбрали Байдена: маловыразительная фигура, в то же время – партийный лоялист, бывший вице-президент, вроде как компромиссная фигура, пусть четыре года отсидит. Потом оказалось, что, естественно, этот человек имеет свои амбиции, и ни малейшего желания уступать дорогу кому-то у него нет.

– То есть, по вашему мнению, неожиданности вполне вероятны? Кстати, а могут независимые кандидаты расстроить надежды Байдена и Трампа? Сейчас немало пишут о Роберте Кеннеди, например.

– В Америке в целом кандидаты третьих партий становятся популярны, у них растет поддержка, когда нет большой идеологической разницы между основными кандидатами. Скажем, 1992 год. Буш и Клинтон, оба центристы, оба в принципе могли бы оперировать в обеих партиях. И тут появляется Росс Перо, который получает 19 процентов голосов.

Сейчас, наоборот, кандидаты представляют полярные противоположности – Трамп и Байден, но есть фактор, который тоже в игре: они крайне неприемлемы для многих представителей других партий, даже для центристов. Поэтому кандидат третьей партии может иметь определенные шансы не выиграть выборы, но получить заметную долю голосов. Кеннеди имеет имя, он имеет интересную платформу, в принципе, может получить определенное количество голосов. Считается, что, если бы выборы были сегодня, Кеннеди отобрал бы больше голосов у Трампа, поскольку его позиции по многим вопросам близки позициям Трампа. Однако в целом, учитывая поляризацию как электората, так и крайне полярные фигуры кандидатов, я думаю, что в конечном итоге роль третьих кандидатов, будь это Кеннеди или кто-то еще, будет относительно ограничена в этом цикле.

 

/Теннесси, США/

Метки:

Смотри также: