Поиск..

Новости Регион

От эйфории до разочарования, как известно …

.

Общественность всё ещё подводит неутешительные итоги ста дней деятельности политической коалиции ПСРМ-ACUM и побуждает ее к изменению стратегии и тактики действий.  

Виктор Жосуэкс депутат Парламента Республики Молдова, политолог.

— Широкая общественная дискуссия, посвященная первым 100 дням правления коалиции ПСРМ-ACUM, невольно вынуждает спросить самого себя: «А ты чего ожидаешь от этой коалиции?» Ответ, как это часто бывает, я нашёл у классиков: «Того же, чего друг детства Остапа Бендера, некто Коля Остен‑Бакен, ждал от подруги его же, Бендера, детства, польской красавицы Инги Зайонц: любви!»

Не ко мне, нет, мне их любовь ни к чему. Любви друг к другу. От геополитики отказались, стабильность уже есть, деолигархизация почти (а, может, уже) закончена.

Осталось им полюбить друг друга, и чтобы никто — ни олигархи (вдруг ужасный Он вернётся), ни талибан, ни унионисты, ни прочие экстремисты — никто и ничто не нарушало их гармоничный политический союз!

Инна Шупак, экс депутат Парламента Республики Молдова, исполнительный директор Института стратегических инициатив.

 — Уже прошло сто дней, а никто так и не выразил слова благодарности в адрес Владимира Плахотнюка. Вам не кажется это несправедливым? Это же надо было очень сильно постараться, чтобы Россия, США и Европейский союз пришли к единой позиции по Республике Молдова. Хочется надеяться, что награда найдет своего героя в местах, не столь отдаленных.

Давно граждане Молдовы не испытывали такой эйфории, как в июне этого года — естественная реакция на неожиданное и бескровное падение режима. Новой коалиции был выдан огромный кредит доверия изнутри и извне, появился шанс на консолидацию молдавского общества. Разделительные линии известны – геополитика, язык, идентичность, национальность, история. Собственно, именно они долгое время заслоняли обсуждение реальных проблем – коррупции, бедности, отсутствия рабочих мест и многого другого.

Полагаю, что принятая 8 июня 2019 года Декларация о признании Республики Молдова захваченным государством и одобренный 15 августа в окончательном чтении закон о возврате к пропорциональной системе выборов – главные позитивные результаты коалиции ПСРМ-ACUM, в деле деолигархизации за первые 100 дней правления и, пожалуй, единственные в законотворческой деятельности на данный момент.

Многие неравнодушные граждане надеялись, что Декларация станет основанием для дальнейших жестких и очень быстрых точечных шагов новой власти по демонтажу олигархического режима и принятию закона о люстрации, но ничего кардинального и, даже, самого элементарного, необходимого и срочного, за нею не последовало. Например, обращения ко всем компетентным органам (таможня, пограничная полиция, СИБ, служба госохраны), включая политического представителя Приднестровья в переговорном процессе, а также к руководству наших соседей – Румынии и Украины, с требованием воспрепятствовать попытке группы лиц, во главе с Плахотнюком, покинуть территорию Республики Молдова. Тем более, что, например, Государственная пограничная служба Украины находится в подчинении у президента Зеленского, это важно понимать и помнить, в контексте возможного маршрута побега Плахотнюка из Молдовы через Приднестровский регион и, затем, в аэропорт Одессы.

Заодно, было бы логично обращение к внешним партнерам (тем самым, которые посодействовали созданию антиолигархической коалиции в Молдове), с призывом отказать в праве на въезд этой самой группе лиц. Обоснование очень простое – первый и второй пункты все той же Декларации Парламента, в которой констатируется вина Демпартии, под руководством ее лидера в нелегальном и антиконституционном контроле над всеми органами государственной власти, а также — в незаконном использовании бюджетных денег и репрессиях против политических оппонентов.

Поразительно, но эта самая Декларация Парламента не произвела должного эффекта и на новое временное руководство Генеральной прокуратуры. Да, 5 августа было возбуждено уголовное дело по факту узурпации власти, но речь идет лишь о периоде 7-14 июня 2019 года. Тема узурпации власти Демократической партией в течение последних лет пока остается лишь фразой, используемой новой властью в своих пространных выступлениях и отвечающих, что, мол, не все зависит от них, что сначала нужно реформировать юстицию. Но ведь для того, чтобы, например, избрать в Национальный Центр антикоррупции и Конституционный суд аполитичных профессионалов, достаточно было лишь поставить перед собой такую цель. По всей видимости, цель другая, и мы вновь имеем дело с распределением сфер влияния в государственных институтах между составными частями коалиции. Такое мы уже проходили, и знаем, к чему это может привести.

Из кулуаров Парламента мне известно о попытке объяснить эти странные истории с назначениями отсутствием законодательного опыта у правых сил, что вызывает определенные воспоминания. Информация о конкурсе на замещение функции и.о. Генерального прокурора появилась на сайте Парламента в субботу, 27 июля. Заявки с соответствующим пакетом документов принимались Парламентом вплоть до …понедельника, 29 июля, 17.00. Это не отсутствие политического опыта. Это – запрограммированный подход к избранию конкретного человека, которого, кстати, избрали 78-ю голосами в его отсутствие. Кандидат Д. Робу не пришел ответить на вопросы депутатов, ну, хотя бы, представиться. Такой практики я не припомню за свой 10-летний опыт работы в Парламенте.

Я надеюсь, что 100-дневный опыт наступания на грабли заставит новую коалицию переосмыслить тактику и выработать четкий план дальнейших действий. Причем, предварительно обсудив его с гражданским обществом, а не просто уведомив о решениях в социальных сетях. Ведь от эйфории до разочарования от действий наших властей — всего один шаг.

Игорь Тулянцев, Глава общественного совета «За свободную Родину».

— Сто дней, в течение которых политики пользуются негласным иммунитетом от общественной критики, прошли. И стоит еще раз напомнить, что и на самих представителях коалиции тоже лежит немалая доля ответственности за то, что произошло с Молдовой. Напомню, с какой готовностью они играли по правилам ДПМ, одобряя своим участием в выборах — президентских, парламентских, по одномандатным округам — многочисленные издевательства над Конституцией, в надежде получить свою политическую выгоду, под общим куполом зла и беззакония, которым накрыли Молдову Плахотнюк и его команда.

Напомнить об атмосфере тех дней сейчас важно, это поможет нам в размышлениях о том, что ждет коалицию в будущем, и как будут выглядеть политические процессы в стране. Политикам сегодня хотелось бы заявить, что это они освободили Молдову, но, если мы хотим реального анализа, то придется констатировать: Молдову освободили её внешние партнеры — Россия, Соединенные Штаты и Европейский союз. Местные политики в этом процессе играли лишь служебную, техническую роль и, наверное, это — тема для отдельного большого исследования.

Фактически, события июня 2019 года приводят нас к парадоксальным выводам. С одной стороны, как никогда ярко был подчеркнут тот факт, что Молдова абсолютно зависима от внешних партнеров. А, значит, проведение независимой внешней политики в нашей стране неизбежно потребует, во-первых, новаторских идей и стратегий, способных вывести Молдову на самостоятельный путь развития, а, во-вторых, большой дипломатической мудрости и решительности. К сожалению, нельзя сказать, что сегодня в Молдове есть сила, которая отвечала бы этим критериям.

С другой стороны, в июне 2019 года Молдова впервые стала частью, объектом и субъектом геополитического консенсуса. То, что вчера казалось невозможным, стало реальностью. Сотрудничество оказалось куда эффективнее, чем противоборство, в деле поддержания стабильности не только в стране, но и в регионе в целом. На примере маленькой Молдовы весь мир увидел, каким эффективным и каким полезным может быть реальное сотрудничество ведущих мировых держав. Мы говорим, что геополитический консенсус открывает невероятные возможности для Молдовы. Но, с тем же успехом, мы можем сказать, что такой консенсус открыл бы невероятные возможности и для всего человечества. И события в Молдове ярко показали, что это, в принципе, возможно.

Теперь перейдём к большому комплексу основополагающих вопросов: «Сумеют ли молдавские политики воспользоваться санаторно-курортными условиями геополитического консенсуса, который, видимо, продлится не вечно? Сумеют ли представители ACUM и Партии социалистов усвоить полученный урок? Сумеют ли они сами измениться так, чтобы изменить всю Молдову, или после короткой передышки возобновят непримиримый конфликт, размахивая геополитическим фактором, в пределах нашего маленького государства?»

Да, на короткое время Молдова стала тем, чем всегда хотела быть — мостом между Востоком и Западом, страной, в которой Восток и Запад вежливо раскланиваются при встрече и пожимают друг другу руки. Скорее всего, эта ситуация — неординарная для последних лет — станет предметом изучения и для самих внешних партнеров Молдовы. Похоже, что сегодня в стабильности на территории страны, зажатой между Украиной и Румынией, заинтересованы абсолютно все. А, значит, единственный, кто может порушить это хрупкое согласие — сами молдавские политики.

Мы видим, что личные амбиции и узкопартийные интересы политического истеблишмента снова угрожают вбить трещину между участниками коалиции, хотя заметны усилия лидеров партий, которые пока стараются сдерживать самых рьяных своих сторонников. Никуда не делась и слабость молдавских политиков, которая была так унизительно подчеркнута в июне 2019 года, когда они собирались в полутемном здании парламента и гадали, как попасть в свои кабинеты, и попадут ли они туда вообще в будущем?

Вместо решительных действий по поимке и посадке очевидных преступников, мы видим беззубое поведение, пустые декларации и беготню, призванную создать видимость бурной деятельности. Вместо возвращения государству отторгнутых активов — унизительное бессилие, когда власть разводит руками, уткнувшись лбом в какой-нибудь параграф, изобретенный под нужды олигарха в захваченном государстве. Мы видим, как дефицит собственных идей и мнений ожидаемо привел к быстрому переходу финансов и экономики Молдовы под прямое управление Международного валютного фонда и других внешних финансовых организаций.

Остается неясным явное попустительство политическим «ястребам», которые засели в партийных штабах и каждый день трудятся над тем, чтобы подорвать хрупкий консенсус в угоду партийным амбициям и персональным убеждениям. Одно из последних событий такого рода — четкий отказ правительства вернуться хотя бы к обсуждению запрета на трансляцию программ российского телевидения. А ведь этот запретодин из ярких символов ушедшего в историю прежнего режима.

Специально для kommersantinfo.com

 

 

 

 

 

 

 

Метки:

Смотри также: