Великий Луи
.
Музыкальный мир планеты отмечает 118 лет со Дня рождения великого Луи Армстронга. Талантливейший трубач, певец и импровизатор, создатель уникальных композиций, беспредельно любящий музыку, стал символом её направления, имя которому — Джаз!
Луи Армстронг до конца жизни не знал точной даты своего рождения, и сам «назначил» ее на 4 июля 1900 года, в День независимости США. Ошибся Луи ровно на один год и один месяц — свидетельство о рождении нашли уже после его смерти в середине 80-х. В нем указана дата 4 августа 1901 года. Место рождения великого музыканта — один из самых бедных негритянских кварталов Нового Орлеана. Мать мальчика работала прачкой, отец был поденщиком. Он сильно злоупотреблял алкоголем и бросил семью на произвол судьбы, когда Луи был совсем маленьким. Мать Армстронга сына и дочь Беатрис отдала на воспитание бабушке Джозефине. Позже Луи вернулся к матери, но она так и не стала заниматься его воспитанием, и беспризорного мальчишку подобрали и усыновили эмигранты из Литвы, еврейская семья по фамилии Карнофски.
Будучи эмигрантами и едва сводя концы с концами, Карнофски вынужденно поселились в районе Сторивилль, жители которого не отличались пуританскими нравами. С раннего детства Армстронг зарабатывал на жизнь, развозя уголь и продавая газеты. Однажды Луи подзаработал, присоединившись к уличному ансамблю, сначала вокалистом, потом барабанщиком, а в 6 лет начал давать первые концерты игры на корнете, который осваивал самостоятельно, пока не угодил в исправительную школу для мальчиков- за стрельбу из пистолета. Произошло это в первую ночь 1913-го — Новый год парень решил отметить пальбой из револьвера, который стащил у одного из любовников матери, навестив её. Дирижер ансамбля в исправительной школе дал Луи первые настоящие уроки музыки, больше Армстронг нигде официально не обучался. Здесь он начал играть в оркестре на тамбурине и кларнете и решил, что свяжет свою жизнь с музыкой.
После освобождения из лагеря, Луи знакомится с Кингом Оливером — лучшим корнетистом Нового Орлеана того времени. Оливер был учителем Армстронга до самого своего переезда в Чикаго в 1918 году, он же свел Луи с тромбонистом Кидом Ори, который взял подростка в свой ансамбль. А позже талантливый юноша знакомится с профессиональным бэнд-лидером Фэтсом Мэрейблом, преподавшим ему основы нотной грамоты и принявшим Луи в ансамбль «Jazz-E-Sazz Band». В 1922 году Кинг Оливер приглашает Армстронга в Чикаго, в качестве корнетиста, в свой «Creole Jazz Band». Группа тогда играла в самом богатом ресторане города — «Линкольн Гарденс», вместимостью в 700 кресел. В составе ансамбля Оливера Армстронг начинает делать свои первые звукозаписи.
В 1924 году Армстронг женился на Лил Хардин, пианистке «Креолов» (второй брак Луи), и супруги уезжают покорять Нью-Йорк, устроившись в оркестр Флетчера Хендерсона. Именно там Луи очень быстро становится знаменитым из-за своего неповторимого стиля игры, основанного на импровизациях. В середине двадцатых годов трубач живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работает в обоих городах и сотрудничает со многими музыкантами и театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает лучшие альбомы со студийным составом «Hot Five», ставшие классикой джаза. Примерно в это же время Луи окончательно переходит на трубу, отказавшись от корнета. В 1929 году звезда оседает в Нью-Йорке.
Эра биг-бэндов охватывает США, и Луи Армстронг все больше концентрируется на свит-музыке. В его исполнении она отличается стилем, близким к хот-джазу. Такой яркий симбиоз превращает музыканта в звезду всеамериканского масштаба, его все чаще называют Сачмо. Армстронг в автобиографии писал, что это прозвище дали ему в детстве мальчишки, дразнившие его за большой рот (сокращение от английского Satchel Mouth: рот-кошелка, рот-рюкзак). Слово Satchel означает и меха — именно с ними ассоциировалась мимика Луи, играющего на трубе.
Армстронг достигает невероятных высот в музыке. Он гастролирует по всей территории Штатов, несколько раз ездит в довоенную Европу – Англию, Францию, Голландию, Швецию, Норвегию. В 1933 году Луи выступает в Северной Африке. К 1935 году Сачмо уже знают во всем мире, он играет в театре, участвует в радиопрограммах, сотрудничает с кинематографистами, создает собственный джаз-бэнд.
Ведя невероятно активную творческую жизнь, Луи переносит несколько операций. С самого начала он привык неправильно складывать губы и язык при игре на духовом инструменте. По мнению специалистов, именно эта «ошибка» позволяла музыканту брать высокие ноты и извлекать чистый, мощный звук, но он стал испытывать трудности — верхняя губа оказалась сильно деформированной и игра доставляла сильные боли. Кроме того, Армстронг решил сделать операцию на связках, чтобы избавится от хрипотцы в голосе. К счастью для меломанов всего мира, она прошла безрезультатно, а с годами Армстронг осознал важность своего уникального, низкого, хрипловатого тембра и до конца жизни оттачивал особую манеру пения, напоминающего игру на трубе.
В течение всех этих перипетий, Луи успевает в третий и четвертый раз жениться. Четвертая его жена – танцовщица Люсиль Уилсон – наконец-то приносит в личную жизнь великого музыканта уют и покой. Луи и Люсиль проживут, ни разу не поссорившись, до самого ухода Армстронга из жизни.
С 1947 года Луи руководит ансамблем «All Stars», в состав которого в разные годы входят такие известные музыканты, как тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, ударник Сид Кэтлетт и многие другие мэтры джаз-музыки. К 1955 году Армстронг и «All-Stars» становятся музыкантами номер один. Луи снялся более, чем в пятидесяти фильмах, он гастролирует по США и Европе. Ведутся даже переговоры о поездке Армстронга в СССР, однако, в разговоре с Эйзенхауэром, «Посол джаза» отказывается от поездки, мотивируя это тем, что не сможет ответить на вопрос о том, как живется чернокожим в США. «Я чувствую себя, как любой другой негр, несмотря на всю свою известность», — печально сказал музыкант. Повторно вопрос о гастролях Армстронга в Советский Союз поднимается и в шестидесятых годах, но великий Сачмо так и не съездил в эту страну.
Популярность Луи растет и возносит его на, казалось бы, недосягаемую высоту. Армстронг сотрудничает с такими мастерами джаза, как Сидней Беше, Оскар Питерсон, Сай Оливер, Дюк Эллингтон. Без великого музыканта не обходится ни один международный джаз-фестиваль – Ницца, Ньюпорт, Монтерей. Трубач приезжает в Латинскую Америку, Азию, Африку. Сотрудничая с симфоническими оркестрами, музыкант дает концерты филармонического джаза в Метрополитен-опера и Таун-холл.
Бурная творческая деятельность вновь сказывается на его здоровье, в конце пятидесятых годов гениальный трубач и певец переносит инфаркт. Однако это не останавливает Армстронга, он выступает реже, но не оставляет сцену. В 60-е Луи вновь записывает каверы на собственные композиции и новые песни, сотрудничает с Барбарой Стрейзанд, снимается в кинофильмах и пишет саундтреки к театральным и кинематографическим постановкам. Песня Армстронга «Hello, Dolly!» занимает вершину американского хит-парада, а «What a Wonderful World» — последний шедевр великого музыканта – становится лучшим в чарте Великобритании.
Маэстро не жалеет своих сил, и его здоровье резко ухудшается. Последний раз Армстронг появляется в телешоу со своим другом Бингом Кросби 10 февраля 1971 года, сердечный приступ приковывает его к постели до марта. Встав на ноги, Луи и «All Stars» в течение двух недель дают концерты в Нью-Йорке, после чего еще один приступ укладывает Армстронга на больничную койку до июля. Выписавшись из больницы, Луи назначает на 5 число репетицию своего ансамбля, и она становится последней в его жизни. 6 июля 1971 года перестало биться сердце величайшего на планете джазового музыканта: сердечная недостаточность привела к отказу почек.
Весь мир искренне оплакивал великого джазмена, ведущие газеты планеты, в том числе – советские, посвящали ему свои статьи, проводы Луи Армстронга транслировались в прямом эфире по всем телеканалам США и ретранслировались во многие другие страны.
Великий Сачмо оказал бесценное влияние на всю современную музыку. Луи Армстронг до сих пор остается непревзойденным — самым виртуозным и самым популярным джазовым исполнителем на планете.
«Hello, Dolly!» можно послушать здесь:
Последний шедевр великого музыканта «What a Wonderful World»: