Поиск..

Перспектива Регион

Виктор Жосу: «Лето и осень могут стать в Молдове горячими…»

.

Что пандемия будет иметь экономическое, и, соответственно, политическое продолжение, было совершенно очевидно изначально. Не ясна была лишь степень его тяжести, зависящая от компетенции еще малознакомого нам, нового правительства. Но сейчас, после месяца карантина, кризис подступил вплотную, причем, как это обычно бывает, сразу широким фронтом. У граждан к властям есть много вопросов, у властей для  граждан – малоинформативные ответы. Они пока не обсуждают с народом будущее, но здравомыслящие люди, конечно, о нем думают и готовы поделиться своими мыслями. Сегодня это делает политолог, экс депутат Парламента РМ Виктор Жосу.

— Господин Жосу, Вы видите взаимосвязь последующих событий в странах нашего региона, куда кроме Молдовы входят Украина и Румыния?

— В каждой из вышеназванных Вами стран сейчас действует свой режим ограничений. Власти пытаются подсчитать экономические убытки, процент падения ВВП и прочие экономические потери. Но есть фактор, который не поддается подсчётам, и это – нарастающее социальное недовольство. Собственно, люди всегда недовольны любыми ограничениями и запретами. А если они ещё связаны с потерей средств к существованию – это сейчас касается мелкого и среднего бизнеса, вынужденного простаивать, держателей патентов, в лице индивидуальных предпринимателей, а также тех, кто жил с торговли на временно закрытых рынках, – мы можем стать свидетелями антиправительственных акций с самой разной повесткой: от чисто социальной до социально-политической или сугубо политической. Кроме того, в Молдову (как и в Румынию, и Украину) начали возвращаться трудовые мигранты, наши граждане, многие годы зарабатывающие за рубежом. По времени это совпало с пасхальными праздниками, но в этом году причина кроется не в Пасхе, а в вынужденном закрытии большого количества рабочих мест практически во всех странах Западной Европы, охваченных пандемией. И пока там экономика не восстановится, они будут оставаться на родине, в Республике Молдова.

Поскольку наши власти неспособны проводить экономическую политику, направленную на развитие промышленного сектора, ибо только таким образом можно создавать новые стабильные рабочие места, постольку фактор безработицы среди молдавского трудоспособного населения может также стать дополнительным раздражителем. Есть основания считать, что лето и особенно осень 2020 года могут стать в Молдове горячими.

— На Ваш взгляд, нынешнее руководство Молдовы способно к взвешенной суверенной политике?  

— Зацикленность властей РМ на геополитике в течение многих лет была вызвана как раз их неспособностью проводить суверенную политику. Молдавские политические лидеры в массе своей – имитаторы. Кто-то из них пытался и пытается имитировать политику европейцев, кто-то – лидеров востока  Путина и Лукашенко.

Сейчас стала расхожей фраза, что после истории с коронавирусом мир уже не будет прежним. И хотя прогнозы льются рекой – одни предрекают конец эры глобализации и рост изоляции, другие утверждают, что глобализация сохранится, но приобретёт иные формы – для нашего региона вопрос предположительного будущего остаётся пока открытым. Хотя кое-где очертания нового мира уже просматриваются. Мне, например, ясно, что Китай выйдет из этой истории окрепшим, чего пока не скажешь о Европейском Союзе или США, где, ко всему 3 ноября  должны состояться президентские выборы, исход которых не предопределён.

В России, как считается, эпидемия не достигла пика, она находится в процессе развития. От того, насколько руководство РФ и, в первую очередь, президент Путин сумеет удержать ситуацию под контролем, будут зависеть и сила голоса России на предполагаемой встрече в формате «Ялта – 2020», и рост её влияния, в том числе, на наш регион. Но тут у каждой из трёх стран будет свой путь.

Румыния входит в ЕС и НАТО, её геополитическая ориентация вряд ли претерпит перемены. Даже вне зависимости от того, как поведёт себя Брюссель, внутри румынского общества нет сил, способных что-то в этом плане изменить.

У Украины продолжается война на Донбассе, которую абсолютное большинство киевских политиков предпочитает представлять как «агрессию со стороны России». И, хотя, Западу Украина уже неинтересна, пока на востоке этого государства продолжают убивать людей, прогнозировать перемену к лучшему в российско-украинских отношениях невозможно.

Что касается Молдовы, то сегодня её руководство проводит, как оно само декларирует, европейский курс. После создания альянса ПСРМ-ДПМ никто уже не вспоминает о программных установках социалистов на евразийскую интеграцию. Даже президент Игорь Додон, который избирался в 2016 году с лозунгом о расторжении договора об ассоциации РМ с ЕС, теперь пытается заверить западников, что он ни на йоту не свернёт с европейского пути.

Что будет завтра? 

— Молдова сейчас находится в динамике, эпидемия коронавируса ещё не преодолена, поэтому, ничего прогнозировать нельзя. Пока трудно даже представить себе политическую повестку на осень нынешнего года. Ясно, что Додон захочет переизбраться на новый срок, ясно, что у него будет целый ряд конкурентов, главный из которых – Майя Санду. Но сегодня о будущих выборах никто не заикается. Они не актуальны, всех волнуют другие проблемы. И главной из них становится проблема элементарной выживаемости целых социальных групп. Тут уже всем будет не до геополитики и не до имитаций. От властей страны потребуется энергичная, самостоятельная социально-экономическая политика, а с этим у них, как я уже отметил, острый дефицит.

 

Интервью вёл

Роберт Западинский,

Главный редактор

kommersantinfo.com

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также: