«Война по команде не заканчивается»…
.
Так утверждает постоянный автор нашего издания, экс заместитель министра национальной безопасности, генерал в отставке, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в Польше Борис ГАМУРАРЬ.
— В последнее время в западных СМИ появляются материалы о готовности Украины к прекращению огня на нынешней линии без признания новой границы, в обмен на обязательства Запада, в частности, на гарантии безопасности со стороны США по примеру Японии, Южной Кореи, Филиппин. Мол, Президент Украины Владимир Зеленский готов применить «гибкий подход», учесть сложившуюся обстановку. Что интересно, приводятся всё чаще аналогии с разрешением кризиса между ФРГ и ГДР и проталкиванием «немецкого варианта» в качестве панацеи. Разумеется, эти сигналы из-за угла адресованы шёпотом Путину.
Трудно понять, какие аналогии можно привести в качестве примера для прекращения войны в Украине, кроме того, что два немецких государства после 44-х лет объединились, а в нашем случае идет речь совсем о другом. Здесь продолжительная братоубийственная война, а там – идеологическая борьба двух противоположных систем.
Мол, Москва сохраняет контроль над теми территориями, что уже контролирует, но суверенитет над ними не будет признан, а остальной части Украины разрешат вступить в НАТО или предоставят эквивалентные гарантии безопасности.
Однако российская сторона категорически отвергает возможность переговоров без Донбасса, Запорожья и Херсона. Требует вывода ВСУ из этих регионов, снятие санкций, официальный отказ от этих территорий и внеблоковый нейтральный статус.
Это – на самом деле капитуляция Украины, с возникновением острого политического кризиса, переходящего в гражданскую войну. Разруха, миллионные потоки беженцев, полная европейская дестабилизация. 11 октября В. Зеленский завершил блиц-турне по четырем странам – Англии, Франции, Италии, Германии – с планом завершения войны в 2025 году! В коммюнике по итогам он традиционно заявил, что прекращение огня не было темой обсуждения с союзниками, и Украина на это никогда не пойдёт.
Тупиковая ситуация. Происходит каскадный военно-политический кризис. Очередной Рамштайн отменен. Джо Байден не смог приехать из-за урагана «Милтон» (только?), на фронте обстановка более чем сложная, у союзников при всех бравурных речах и обещаниях собственных проблем по горло. Все устали от войны.
А теперь вкратце о «немецком варианте». Те, кто изучал его профессионально или из любопытства, знают, что с начала 50-х годов перспектива воссоединения Германии была невозможна. Политика западных держав и боннского правительства преследовала другие цели. Волнения в ГДР в июне 1953 года укрепили Запад в убеждении, что, используя стратегию «отбрасывания коммунизма», они смогут одержать победу с помощью политического, экономического, а также военного давления. Ещё до основания ФРГ К. Аденауэр втайне проводил курс на подготовку перевооружения и интеграции Западной Германии в европейский союз, хотя публично клялся в верности единству страны. Восточногерманская разведка, используя конспиративные методы, завладела тайным проектом «Общего договора», содержавшего концепцию вооружения ФРГ под покровительством Европейского оборонительного сообщества, и восточники старались всеми путями воспрепятствовать её осуществлению. Они мечтали воссоединиться. Что интересно, и в рядах партии Аденауэра, и среди правых кругов (от нацистских группировок и консервативных членов христианских партий до представителей либерального крыла СвДП) были сторонники воссоединения страны. Немудрено, ведь руководство ГДР в то время ещё пропагандировало воссоединение в качестве цели своей германской политики.
После смерти Сталина наступил определенный хаос, и молодые восточноевропейские лидеры проявляли некоторую самостоятельность. Даже одиозный Л. Берия поддерживал поворот в германском вопросе, был за налаживание отношений с ФРГ и создание объединённой и нейтральной Германии, но его арест и расстрел отодвинули вопрос на долгие годы. В. Ульбрихт, убежденный консерватор, остался на посту, и шанс был упущен. Потом ФРГ и ГДР объявляли постоянно, что высшая цель – объединение, но заявления носили риторический характер. А на Запад уход немцев не прекращался. Только за 4 месяца беспокойного 1953 года убежали 120 тысяч человек, а до конца 1957-го, к примеру, ещё более полумиллиона.
В первых числах августа 1961-го В. Ульбрихт передал Н. Хрущеву через советского посла М. Первухина, что, если это продолжится, то ГДР не выдержит. Хрущев поручил командованию Варшавского договора разобраться. Там потребовали навести порядок в стране. В исключительно строжайшей тайне Ульбрихт и Мильке (МВД) приступили к подготовке акции, и 13 августа 1961 года началось возведение Берлинской стены. Даже германская разведка (М. Вольф) не была поставлена в известность. Никто не хотел проблем, шла борьба за снижение напряженности, и о судьбе немецкого народа никто не думал. Никаких «торжественных протестов». К. Аденауэр оказался на больничном (80 лет), а Дж. Кеннеди даже не прервал морскую прогулку на яхте. Берлинскую стену воздвигли руководители блока НАТО и Варшавского договора руками В. Ульбрихта и Э. Хонеккера. Только геополитическое потрясение конца 80-х и начала 90-х, окончание «холодной войны» и крушение социалистической системы привели к объединению двух немецких государств.
Вот такие аналогии с «немецким вариантом» и предложениями по отложенному мирному договору между Украиной и Россией. Оба народа уже понесли огромные потери. Печально, что обстановка дошла до такого состояния. Теперь Байден валит на Обаму, что в 2014 году тот проворонил Путина. Любопытно многократное публичное утверждение В. Зеленского, что война закончится в …2025 году. Может быть, он попал под обаяние Д. Трампа после их недавней встречи в США? Тот давно утверждает, что войну закончит за три дня. Как знать, в политике все бывает. Она – как погода в Антарктиде.