Поиск..

360° Интересно

«Дело» Эйхмана

.

Шестьдесят  лет прошло с тех пор, как израильтяне сумели разыскать, захватить и отдать под суд нациста, который руководил всеми операциями по депортации евреев Европы в лагеря смерти. Для Израиля это было делом чести. Нациста привезли в Иерусалим и судили, приговорив к смертной казни. Успешная операция израильтян привела к панике среди других сторонников Третьего рейха, укрывшихся после Второй мировой войны в Аргентине.

22 мая 1960 года, на заседании Кнессета, израильский премьер-министр Давид Бен-Гурион сделал заявление: «Адольф Эйхман находится в Израиле и в скором времени будет отдан под суд».

После Второй мировой войны многим нацистским преступникам удалось избежать наказания. Посредством системы так называемых «крысиных троп» они бежали из Европы и перебирались в страны Южной Америки, где жили по поддельным документам. Внушительная часть бывших членов НСДАП, верно служивших Третьему рейху, осела в Аргентине, где существовала немецкая диаспора. Нацистам было нетрудно «раствориться» среди соотечественников, к тому же, им почти открыто благоволил президент страны Хуан Перрон. Именно в Аргентине нашли убежище такие одиозные фигуры нацистского режима, как доктор Йозеф Менгеле, ставивший опыты на узниках Освенцима, и один из организаторов Холокоста — Адольф Эйхман, который однажды признался, что на его совести около пяти миллионов жизней.

В 1945 году ему удалось скрыться, он поселился в Буэнос-Айресе под именем Рикардо Клемент. Там же, в Аргентине, проживал немецкий еврей, бывший узник Дахау — Лотар Герман. Страдавший катарактой Герман совсем потерял зрение, однако сохранил ясность ума, интересовался международной политикой и, в частности, следил за судьбой известных деятелей нацистского режима.

Как-то его 12-летняя дочь Сильвия познакомилась в кинотеатре с 17-летним юношей по имени Клаус. Парень стал появляться в доме Германов. Однажды он опрометчиво похвастался перед Сильвией высоким положением своего отца в нацистской Германии. Прислушиваясь к разговорам дочери с новым знакомым и сопоставляя факты, Герман понял, что отец Клауса в действительности является тем самым нацистом Эйхманом.

Лотар Герман вступил в контакт с «охотником на нацистов» Тувьей Фридманом, который пытался поймать Эйхмана еще в Европе сразу после войны, и с прокурором Гессена Фрицем Бауэром, имевшим еврейское происхождение. По утверждению директора «Моссада» Иссера Хареля, именно Бауэр передал израильтянам полученные от Германа данные. Основываясь на этих подозрениях, израильская служба внешней разведки «Моссад» начала расследование. Дальнейшие события известны по книге «Похищение палача». Все прочие трактовки имеют неофициальный характер.

В процессе выяснилось, что после войны жена Эйхмана повторно вышла замуж и уехала в Аргентину. Возникла версия, что новый супруг и есть сам Эйхман, и «Моссад» направил в Аргентину агентов для подтверждения его личности. В результате, в начале апреля 1960 года, израильское руководство приняло решение о тайном вывозе Адольфа Эйхмана из Аргентины. Операцию возглавил лично директор «Моссада» Иссер Харель. Все тридцать участников похищения были добровольцами.

11 мая 1960 года группа агентов «Моссада» поджидала Эйхмана с работы. Когда нацист приблизился, легендарный теперь Питер Малкин обратился к нему по-испански: “Un momentito, señor!” («Минуточку, господин»), а затем резко повалил на землю. Эйхмана быстро втащили в машину. Все произошло буквально за 20 секунд. На конспиративной квартире Эйхман признался в совершенных преступлениях и дал письменное согласие на суд в Израиле. Сомнений не осталось, теперь предстояло вывезти нацистского преступника из Аргентины. Под мышкой, где офицерам СС делали татуировку с группой крови, у Эйхмана оказался шрам. Он объяснил, что выжег цифры сигаретой, когда в конце войны попался американцам. Благодаря этому в 1945 году его не смогли опознать.

Между Аргентиной и Израилем не было регулярного воздушного сообщения, поэтому, вывозили Эйхмана на самолете официальной израильской делегации, которая прибыла на празднование 150-й годовщины независимости Аргентины. Врач-анестезиолог Йона Элиан сделал Эйхману укол транквилизатора, и его выдали за приболевшего израильского летчика Рафаэля Арнона. По прибытии в Израиль Эйхмана передали полиции.

Следствием его похищения явилась паника среди укрывшихся в Аргентине нацистов. Опасаясь последовать за «соратником», в Бразилию бежал доктор Менгеле. Его, впрочем, выследили и там. Аргентинские власти обвинили израильтян в незаконном похищении и грубом нарушении суверенитета. Глава МИД Израиля Голда Меир принесла официальные извинения за нарушение закона, добавив при этом, что действия по захвату Эйхмана были оправданы ввиду исключительности совершенных им злодеяний.

В 1961 году военный преступник Адольф Эйхман, непосредственно ответственный за геноцид еврейского народа, предстал перед израильским судом. Процесс продолжался восемь месяцев, хотя о его исходе догадывались с самого начала.

Супруга Эхмана через адвоката попросила у министра юстиции, Дова Йосефа, свидания с мужем. В тот же день Голда Меир выступила перед комиссией по обороне и внешним делам Кнессета: «В мире всегда найдутся «праведники», которые проснутся от подобной «несправедливости» – им это гораздо проще, чем было помнить о справедливости во время Холокоста. Мы не дадим им возможности поднять голос по этому, совершенно гуманитарному вопросу», — сказала она.

Вера Эйхман посетила мужа, пробыв с ним полтора часа. Ее сопровождали командир полицейского управления и два офицера службы тюрем. В ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года Эйхман был казнен.

 

Источник

 

 

 

Метки:

Смотри также:

Связанные истории