Время «больших компромиссов» закончилось

Share

Каковы возможности сохранения атмосферы мира и стабильности в нашем регионе? Насколько велики новые вызовы безопасности? 28-29 июля в Бендерах пройдёт Международная научно-практическая конференция «Приднестровье-Молдова-Россия: актуальные вопросы региональной безопасности и миротворчества», организованная Институтом социально-политических исследований и регионального развития (г.Тирасполь) на средства гранта, выделенного  Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова (г. Москва).

На полях конференции ожидаются экспертные слушания по вопросам текущей региональной ситуации в контексте мировых и общеевропейских вызовов, а также  изменяющегося баланса сил в регионе Черного моря. Участники обменяются мнениями о перспективах переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем и способах его активизации.

Мы предоставили возможность организаторам начать этот разговор уже сегодня. Свое мнение высказывает директор Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.

 

— После убедительной победы партии Майи Санду на парламентских выборах 11 июля не осталось сомнений, что в Молдове в кратчайшие сроки будет установлено единовластие.Сначала там заменят неудобных чиновников, потом разгромят оппозицию. Страна окончательно примет западный вектор развития и на этом пути получит полную поддержку со стороны ЕС и США, в том числе финансовую. Но точка в борьбе Запада и России за Молдову, которая активно ведется, по меньшей мере, два десятилетия, будет поставлена только с решением так называемого «приднестровского вопроса» и с выводом последнего российского солдата. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать: внутриполитические процессы в Молдове, которые приковывали к себе внимание международных наблюдателей на протяжении многих лет, неизбежно начнут уходить на второй план.

Да, будут проводиться последовательные реформы в системе юстиции и правопорядка, доступными средствами – искореняться коррупция, как ее понимают в партии Санду, станут привлекаться западные кредиты, а цены на энергоносители и коммунальные услуги постепенно подтянутся до европейского уровня. Наверняка поднимется и уровень заработных плат и пенсий – в первую очередь в силовых и карательных органах. Скорее всего, правы те наблюдатели, которые считают, что в Молдове мы увидим повторение реформ, проведенных в Грузии во времена Саакашвили. Но это будет уже управляемый, предсказуемый и малоинтересный процесс. А вот на первый план региональной повестки неотвратимо начнут перемещаться вопросы, связанные с урегулированием молдо-приднестровских отношений и, в первую очередь, вопрос российского военного присутствия на Днестре.

В недавнем интервью российской газете «КоммерсантЪ» Майя Санду уже объявила, что Молдова разработает план реинтеграции, предполагающий территориальную целостность и, что важно, «функциональное государство». Это вполне отражает представления новых молдавских элит: Приднестровьем должны управлять из Кишинева (кстати, об этом недавно упоминал и уже отбывший из РМ Дерек Хоган). Говоря о будущем урегулировании, молдавский президент заявляет, что это должно быть «дипломатическое мирное решение». Таким образом, касаясь проблематики Приднестровья, Майя Санду исключает из своего лексикона формулировку о «политическом урегулировании». А ведь «политическое урегулирование» предполагает достижение результата без применения средств какого-либо давления на одну из сторон. Иначе говоря, формулировка «мирное решение» означает, что в отношении Тирасполя вполне может быть применено давление, в первую очередь – экономическое. Об этом, в частности, говорит ее пассаж об остановке «коррупционных и контрабандных схем». Формально под такие схемы можно подвести любую внешнеэкономическую деятельность приднестровских предприятий.

В том же интервью президент Молдовы среди приоритетов работы с Москвой назвала вывоз из Приднестровья боеприпасов и вывод оттуда российских войск. Причем вопрос ликвидации российского военного присутствия Майя Санду всегда отделяет от процесса урегулирования молдо-приднестровских отношений в формате «5+2». Тут стоило бы напомнить, что, по меньшей мере, с 2009 года присутствие российских военных в регионе напрямую увязано с прогрессом в урегулировании. Соответствующий документ был подписан президентами Молдовы, России и Приднестровья.

В Кишиневе уже неоднократно грозились написать свой план урегулирования, и каждый раз эти обещания оказывались блефом. Ближе всего к подготовке такого документа подошел Василий Шова в период президентства Игоря Додона. Его «Большой пакет для Молдовы» предполагал консенсус великих держав и крупные финансовые вливания и с Запада, и с Востока. Сейчас о подобном консенсусе можно забыть.

Поэтому нетрудно предсказать, что нас может ожидать на приднестровском направлении молдавской политики в среднесрочной перспективе: новый виток давления и конфронтация. Но в ближайшие месяцы ничего неординарного в переговорном процессе не произойдет. Формат «5+2» продолжит вяло стагнировать, хотя и Кишинев, и другие его участники будут оказывать ему словесную поддержку.

Ключевым в контексте молдо-приднестровского урегулирования станет диалог Кишинева и Москвы по вопросам утилизации боеприпасов и возможной ликвидации складов с вооружениями. Причем Москва не сможет уклониться от диалога с Кишиневом по этим темам. Напомним, в 2019 году министр Сергей Шойгу приезжал в Молдову с инициативой обсудить вопросы утилизации боеприпасов, сроки хранения которых истекают. Но тогда к обсуждению данного вопроса попытались подключиться американцы и ОБСЕ, а потом и правительство Санду ушло в отставку. С тех пор всё зависло в воздухе, но мяч остался на стороне Кишинева. Сейчас Молдова попытается вернуться на исходные позиции. Россия, которая обеспечивает сохранность боеприпасов, в том числе их утилизацию по истечению сроков давности, в общем-то, заинтересована сесть за стол переговоров по данной теме, однако вопросы утилизации обязательно будут увязываться сначала с ликвидацией складов с вооружениями, а потом и всего военного присутствия. И если Москва будет проявлять недостаточную гибкость, в перспективе это может оборачиваться усилением давления на Приднестровье в сферах транспорта, энергетики и внешней торговли. Чтобы предотвратить давление на своих соотечественников, Москве оставят только один вариант – уходить из региона. А рычаги давления у Кишинева давно заготовлены. Чего стоят только совместные молдо-украинские таможенно-пограничные посты вдоль приднестровско-украинской границы. Эти посты – достижение режима Влада Плахотнюка – уже четыре года функционируют в «тестовом режиме», ожидая благоприятной для Молдовы международной конъюнктуры и появления политической воли в Кишиневе.

Сейчас мало кто сомневается, что такая политическая воля появилась. Вспомним встречу Майи Санду и Владимира Зеленского в Киеве в начале 2021 года. Там обсуждались вопросы, суть которых сводилась к минимизации какой бы то ни было зависимости Молдовы от Приднестровья. Сейчас Молдова покупает дешевое электричество в Приднестровье. Через Приднестровье в Молдову поступает и дешевый российский газ. Важнейшие транспортные артерии, связывающие Молдову с Украиной и Россией, проходят через Приднестровье. Соответственно, в Киеве два президента обсуждали, как организовать поставки газа в Молдову из Румынии и через Украину, сможет ли Украина поставлять в Молдову электроэнергию, и как обустроить транспорт по маршруту Кишинев-Киев в объезд Приднестровья.

Приднестровье лишь однажды перекрывало газ Кишиневу – в июне 1992 года, в момент самых тяжелых боев в Бендерах. Транспортное сообщение Молдовы и Украины Тирасполь тоже прервал лишь однажды – в марте 2006 года, когда Украина и Молдова устроили Приднестровью таможенную блокаду.Все говорит о том, что в Кишиневе активно готовятся к новому нажиму на Тирасполь, и для этого, вспоминая опыт 1992 и 2006 годов, стараются минимизировать возможные издержки.

Время «больших компромиссов» по Молдове, о которых мечтал Василий Шова, закончилось 11 июля. Натиск на Восток никуда не делся. Но как он будет протекать теперь, когда на молдо-приднестровском участке баланс сил нарушен? Под угрозой может оказаться не только благополучие российских граждан и соотечественников, проживающих в Приднестровье, а судьбы целого ряда стран. На территории между Карпатами, Днестром и Черным морем соприкасаются интересы крупных региональных игроков. Наличие маленького буферного государства – Республики Молдова – позволяло сдерживать амбиции некоторых из них. Сама Молдова три десятилетия удерживала свою государственность во многом благодаря Приднестровью. Точнее, наличие неурегулированного конфликта с Тирасполем блокировало «унирю» и консервировало нейтральный статус РМ. При этом само Приднестровье могло мирно жить и бороться за существование только благодаря наличию на своей территории российских военных с мандатом миротворцев.

Нетрудно предсказать, что уход россиян или изменение формата миротворческой операции станет началом цепной реакции, которая способна до неузнаваемости изменить лицо этого региона Европы.

 

 

 

Специально для kommersantinfo.com