Слово — клирику

Share

Сегодня мы живем в период ломки стереотипов, когда все основы миропорядка подвергаются сомнению, даже религиозные. Как в условиях таких катаклизмов человечеству сохранить веру — в незыблемость самой жизни, в любовь и дружбу, в помощь своей страны? Как найти свое Я в новой действительности? Слово – клирику Свято-Георгиевского храма, протоиерею Виталию Шинкарю.

– Еще полгода назад мы представить себе не могли масштабы пандемии и её последствий. Само это слово с греческого языка переводится как «весь народ». Значит, разговор идёт о том, что не миновало ни одного человека. Ухудшение эпидемиологической обстановки привело к беспрецедентным мерам: верующих попросили оставаться дома и не посещать храмы. Конечно, это было воспринято многими как большая беда.

Наступившее испытание позволит заново открыть глаза на слова Евангелия, чтобы услышать Христа. Возможно, это и не произойдет, но шанс у нас есть. Для нас важно понять, какие бы скорби и испытания нас ни посетили, мы не одни, потому что с нами Бог!

Пришло время проверки нашей веры, нашей любви, нашего единства, нашего христианства, нашего православия. Прежде всего, сегодня каждый должен держать ответ за свою веру, надежду, за свою любовь к Богу и ближнему. Начинается не болтовня о вере, а практика веры, встреча с самим собой, с жизнью и верой, как они есть на самом деле.

Затронула ли пандемия COVID-19 нашу веру, изменит ли радикально образ жизни людей, обусловит ли возвещение Евангелия? Пандемия не приведет к серьёзным переменам в жизни людей. Человек создан для близости, и этот факт нельзя перевернуть с ног на голову.

Во времена интернета, в контексте современной культуры все забывается очень быстро.Цифровая культура выводит нас за пределы пространства и времени. Близость, присутствие останутся всегда главной потребностью человека. Возможно ли, что два близких человека не подадут друг другу руку? Как пара, готовящаяся вступить в брак, сможет жить на расстоянии друг от друга? Можно ли себе представить, что наша молодежь будет жить без зримых знаков дружбы? Все это свойственно человеку.

Человек приближается к другому человеку инстинктивно. Человек не создан для того, чтобы отдаляться, и делает это, только если нет любви и отношений. Человек сотворен для общения, и это еще больше верно в отношении веры!

Сегодняшняя социальная дистанция не может стать будущим нашей личной жизни. Мировая болезнь дала нам возможность осознать потребность в опыте веры. Вирус показал, насколько важно для нас видеть друг друга, находиться вместе.

Мы нуждаемся в вере, как в ф​ундаменте жизни, без которого рухнет любая наша надстройка. А вере нужно видеть, слушать, прикасаться. Как бы парадоксально это ни звучало, ей нужно ощущать запах ладана. Все то, что принадлежит человеческой жизни, измеряется верой.

Наш век отличается тем, что мир не имеет общих представлений о добре и зле, благе и вреде. Крушение идеологического общества привело нас к капитализму, который оказался не меньшей идеологией, законспирированной под «свободу». И к началу ХХІ века мы – весь современный мир – ощутили глубокие внутренние противоречия. Главное из них – между голосом Божиим, совестью человека и теми законами толерантности, которые доведены до абсурда. Более того, до диктатуры абсурда, когда часто белое называется черным, а черное – белым.

Судить о всеобщих проблемах можно лишь тогда, когда мы стараемся осмыслить содержание человеческой жизни на земле. Если нет цели нашего бытия, то и решение проблем окажется бесплодной попыткой найти в темной комнате черную кошку, которой там нет. Священнику сегодня не так просто обращаться к внешнему миру. Связано это с тем, что, похоже, христианский мир, который существует на этой земле не первое тысячелетие, ничего не знает о Христе. Это наша вина, вина христиан. Слишком много дурных стереотипов о Церкви, Священстве – обо всём святом распространено в нашем обществе. И в этом тоже много христианской вины, что уж тут говорить. Тем не менее, я бы начал это слово с того, как видим мы наш мир.

Главное утверждение христианской веры: Господь сотворил мир прекрасным. Смерть, несчастья, страдания, нищета, болезни, бедствия, зло, происходящее в мире, пришли потом. Их создал не Господь. Их выбрали мы, люди, через отступление от Бога. Все последствия падения человека, описанные в первых главах Библии, вызваны злоупотреблением свободой. Не Бог порывает связь с нами, а мы с ним. Оставив Бога, как источник жизни, человек сеет зло и смерть. При этом Бог не мстит и не наказывает в нашем человеческом смысле. Бог, как Солнце: чем ты ближе к нему, тем теплее тебе, а чем дальше – тем холоднее и ближе к смерти.

Христос, живой Бог, становится человеком для того, чтобы исцелить Человека в себе и стать новым родоначальником людей, захотевших вырваться из лап смерти и проклятья. Своей смертью Он уничтожает ад и воскресает. Смерть побеждена человеком, и если мы хотим быть наследниками этой победы, приняв крещение, становимся членами Церкви и наследниками Христа.

Это важно понять, найти «нулевую» точку, от которой станет ясно, что такое добро и зло. Вирус и последующий экономический кризис обратили миллионы сердец в уныние и печаль. Страх и тоска поселились в людях. Церкви есть, что сказать о преодолении этих недугов. Писание рассказывает, что Адам и Ева были радостны, беспечальны в райском саду. После грехопадения всё изменилось: пришли болезни, смерть. Появилось то, о чем действительно нужно печалиться. Но печаль разная бывает. Одна печаль – о прекрасной и высокой любви, которой я и близко не соответствую. Такая печаль заставляет меня прилагать усилия ради приближения или возвращения к любви, даёт мне стимул бороться со своими уродствами и недостатками. Другая печаль – от того, что всё не так, как я хочу, как мне надо, как я вижу. В такой печали – самый несчастный человек в мире с неудовлетворённым Я. Эта печаль на языке Церкви называется гордыней. Иными словами, печаль должна быть воспринята как средство, которое может выручить нас в любых обстоятельствах. Эта полезная нам печаль называется печалью по Богу. Человек сознает, что грехи отдаляют его от Бога, от Источника вечной радости. Тот, кто печалится о своих грехах– не унывающий человек, а духовный атлет, который идёт к победе через усилие над собой. То есть, тоска по самому высокому, желание приблизиться к нему, приводит нас к радости.

Чего желают наши сердца? О чем они тоскуют? Столкнувшись с пандемией, мы не выплываем из вопросов. А в силу того, что болезнь странная, они стали касаться не только медицинской стороны этой беды, но и политической, экономической и даже конспирологической. Мы, христиане, оказались не готовы к такому повороту событий. Закрытие храмов поставило перед нами много вопросов, ответы на которые очень нужны. Я надеюсь, мы будем искать их.

Многие люди увидели в таком положении Церкви опасность отречения от Христа. Но Церковь – не казарма, эпидемия представляет опасность не для неё самой, а для членов Церкви. Наша Молдавская Церковь, Святая Гора и Иерусалим пошли на это ради блага людей и во избежание реальной опасности.

Святой Марк Подвижник говорит, что когда в твою жизнь приходит искушение, скорбь, что-то трудное и тяжелое, не пытайся понять, почему это с тобой случилось, но задумайся, как это претерпеть без уныния, смущения, не изматывая себя, не теряя своей духовной сущности. Когда в мире происходит беда, не время испытывать угрызения совести и чувство вины. Время понять, как искушение встретить духовно и извлечь из него духовную пользу.

В трудный час не ругают, а утешают, просвещают, направляют. Сегодня –время взаимной поддержки, особой молитвы за весь мир! Мы, люди Церкви, верим, что нашу молитву и боль Бог примет и обратит во благо, чтобы изгнать испытания, которые охватили Землю.

Специально для kommersantinfo.com