Поиск..

Международные Партнёры Новости

Ключевое Слово — «Свободный»

.

Аделина Викторовна Штефырца — доктор педагогических наук кафедры психологии  и педагогики Международного свободного университета Молдовы (ULIM) . Владеет румынским, русским, английским и французским языками. С начала своей творческой и научной работы побывала на четырех континентах. Малайзия, Марокко, Таджикистан, Литва и Латвия, Украина, Румыния, Сербия, Македония и Хорватия, Германия, Голландия, Франция, Люксембург и Бельгия, Израиль, США – это далеко не полный перечень всех стран, где она прошла научные стажировки и тренинги, участвовала в  конференциях и семинарах.

Так Аделина Штефырца выполняла и продолжает выполнять свою главную задачу – профессиональное совершенствование. Самая важная для нее поездка, изменившая восприятие жизни, работы и приоритетов личностного и культурного развития, случилась в 2003 году – в Соединенные Штаты Америки. Все получилось неожиданно: участие в конкурсах госдепартамента США, интервью, и вот – полный учебный семестр в Калифорнии, в городе Фресно. А в уикэнд – поездки по стране: Сакраменто, Лос- Анджелес, Сан-Диего, Лонг-Бич.  И во всех университетах Аделина Штефырца знакомила коллег и студентов с  Молдовой – ее образовательной системой, культурой и традициями, рассказывала о том, как мы работаем, как живем.

— Аделина, с чем связаны Ваши многочисленные зарубежные стажировки, и кто обеспечивает Ваше участие в них?

— К 2003-му году в моем научном багаже было уже примерно десять зарубежных поездок, связанных с профессиональным развитием: конференции, семинары, курсы. В основном – в европейских странах. О стажировке в США тогда и подумать не могла. Первая программа называлась (RSEP)  Regional  score exchange program. Я стажировалась как эксперт в образовательных науках. Узнала о программе от знакомых, которые уже ездили в США, и решила попробовать. Сейчас смешно, но в то время интернет только появился в Молдове, поисковая система была слабенькой, медленной. Процесс подготовки к конкурсу занял целый год, на тот момент и мой английский оставлял желать лучшего, я усиленно занималась языком. Но все получилось. Эта поездка стала самой грандиозной, самой значимой для меня – и в профессиональном, и в познавательном, и в психологическом  аспектах. Американские студенты ничего не знали о Молдове. А, выяснив ее географическое положение, задали интересный вопрос: «Так вы из Европы?» И я поняла, что  представляю не только свой университет, город и страну, а целый континент, и, естественно, ответственность за каждое мое движение, каждое сказанное слово, стала намного серьезнее.

— Что Вы привезли в Молдову из США?

—  Новый опыт контактов с  коллегами на кафедре, особое отношение к работе и своим обязанностям. В США я поняла, что люди в этой стране не останавливаются на достигнутом. Что им недостаточно однажды получить ученую степень, найти работу и до пенсии получать определенную квалификацией зарплату. Для меня стала открытием постоянная смена  проектов, поиск путей для финансирования новых идей, книг, статей. И я захотела воспринять этот американский активный исследовательский дух и передать его моим коллегам, довольствующимся и своей квалификацией, и своей зарплатой. — Нельзя годами застревать на одном фрагменте развития. Позже я получила еще одну стипендию на  стажировку в США – в Мичиганский университет. Поехала туда уже обновленной, с определенной степенью осознанности. И все равно — как в первый раз. В этом университете  очень сильная филантропическая организация, существующая на пожертвования Рональда и Эйлин Уэйзеров, с дочерними офисами в разных странах мира. Подав сюда запрос и получив «добро», можно заниматься научными разработками. Поскольку моя работа — о влиянии миграции на воспитательно-обучающие процессы, стажировка была связана с изучением международной практики в данной области и возможностью ее применения в Молдове. США —  мультикультурная страна, с этим никак не поспоришь, и мне интересен был американский опыт, который я в течение семестра изучала. А также исследовала университетский кампус, занимающий 2/3 города. Самому университету уже более 200 лет, в его зданиях 1817 года – особый дух эрудиции, познания, осмысления, уважения. И этот настрой уже впитали в себя преподаватели  и студенты, им проникаются и гости университета. Хочется, чтобы так же было у нас.

— Можно ли опыт политкультурных Штатов адаптировать для РМ?

— Конечно. У них есть техники, по которым они работают в многонациональной среде: ведется интенсивная работа с детьми, их родителями, с преподавателями. Собрано множество полезных материалов в этой области, гражданское общество очень активно. Разумеется, в США безукоризненно действует закон, но мне кажется, первое, что из их опыта точно пригодится Молдове, когда мы говорим о мультикультурализме и инклюзивности – неравнодушие к этим вопросам гражданского общества. Считаю, для нашей республики это – самое важное.

— Какова польза от Ваших стажировок на практике?

— Во-первых – совместные проекты, во-вторых — ответные визиты американских коллег: они вели в нашем университете преподавательскую деятельность, работали со студентами. Кроме того, я изучила новый тип учебников и подготовила для УЛИМа подобные тем, что  видела в США.

— В чем их особенность?

— Они сделаны очень интересно, два в одном: учебник студента и методическое пособие преподавателя. Но важнее всего для меня, конечно, была психоэмоциональная сторона человеческих отношений, которые я там увидела. К примеру, вы обратились к кому-то за помощью, а этот человек — не компетентен. Но он тут же передает вашу просьбу тому коллеге, который точно знает, как помочь. И вопрос решается буквально на глазах. «Чувство локтя» и этика отношений в американском обществе – совсем на другом качественном уровне. То же – в Европе, где я была стипендиаткой  двух научных программ — в Берлине и Брауншвейге.

— Аделина, какая разница между преподавателями, допустим, Мичиганского, Берлинского университетов и УЛИМа?

— Спасибо за этот вопрос, Ольга. Наши преподаватели часто ездят за рубеж – на стажировки, для участия в научных конференциях, по обмену опытом, и профессорско- преподавательский состав УЛИМа ничем не отличается от тех, что я вижу в университетах США, Германии и других передовых государств. Очень радостно сознавать, что профессиональная, личностная и этическая подготовка наших преподавателей соответствует международному уровню.

— А студенты, есть ли отличия между ними?

— Если студент хочет учиться, он учится – в любой пространственной диспозиции и временной плоскости. В США и европейских странах мотивация у студентов другая, она сильнее, осознаннее. Хотя бы потому, что там они чаще сами выбирают профессию, место и время обучения. Влияние родителей меньше, чем у нас. У меня в группе в Калифорнии был достаточно взрослый студент. До учебы в университете он 20 лет работал в собственном магазинчике. Как-то принял участие в волонтерской работе с заключенными в одном из пенитенциариев города, и понял, что хочет помогать этой категории людей. Поступил в университет и получил педагогическое образование. Все мои стажировки коренным образом изменили меня. Когда человек подает заявку на стипендию, он понимает, почему эта поездка ему нужна. Хотя, поначалу, и не до конца. После своей первой практики в США я не думала, что буду пользоваться ее научными результатами 15 лет. Месяцы жизни в другой культуре оказали  влияние и на мою персональную трансформацию. И если американская улыбка постепенно исчезла с моего лица, то желание постоянно развиваться, получать новые стипендии и участвовать в новых и новых проектах, а также – необходимые бойцовские качества для этого, не только сохранились, но усилились. Если мы, граждане Молдовы, претендуем на звание европейской страны, то должны соответствовать международному уровню. Надо ехать, впитывать, взаимодействовать с разными людьми. В Израиле – своя уникальная культура, в Марокко или Малайзии – совсем иные традиции. Амстердам, в сравнении с ними – вообще другая планета. И вот весь этот калейдоскоп ты постепенно вбираешь в себя, становишься вместилищем целой палитры красок мира. Чем шире эта палитра, тем выше интеллект, многогранней – натура, осознанней – личная и профессиональная жизнь.

— В чем совпадают отечественная система образования, европейская и американская?

— Вся концепция образования была сформирована в древних Греции и Риме, это – что касается совпадений. Кроме того, в молдавской системе просвещения есть замечательные тенденции к дальнейшему развитию и интернационализации, и мы должны продолжать движение в этом направлении, потому что без него —  стагнация. А вот оценивание в образовательных системах происходит по — разному. В США и Европе основной, почти 100%, упор делается на индивидуальную работу студента.

— Тогда в чём заключается роль преподавателя?

— Направить развитие студента.  Когда-то я вычитала, что Эйнштейн вообще не преподавал, он просто задавал студентам вопросы, а они обсуждали их, развивали мысль и сами находили ответы. Эйнштейн только следил за тем, чтобы  они не отклонялись в другие сферы.

— В Европе – тенденция к академической направленности высшего образования, а в США — к профориентации и практическому применению полученных знаний, что сейчас взяли на вооружение и в ЕС.

— Взаимодействие, синергия — это замечательно, это гибкость и дальнейшее развитие. Я знаю студента инженерного  факультета, который один семестр занимался в Германии, а на второй уезжал в Африку — учился строить мост. В США,  к примеру, в Калифорнии, где я стажировалась, ты можешь  проучиться один семестр и вернуться к учебе через год, если у тебя есть иные личные планы или практическое дело. Можешь в течение семестра изучать только один предмет, а потом в следующем – остальные. Это означает одно: обучение построено так, чтобы, в первую очередь, быть удобным людям, а не системе, позволяет им, несмотря на все перипетии в их жизни, перерывы на практику, солидный возраст — получить образование. Наш УЛИМ вполне соответствует международным стандартам, так как тоже дает студентам возможность учиться в удобном для них формате.

— Какое впечатление на Вас произвела поездка в Израиль? По какой программе Вы ездили на Землю Обетованную?

— В Израиле я приняла участие в научной конференции в колледже Кармель, куда была приглашена университетами-партнерами УЛИМа, так как являюсь научным руководителем семи студентов докторантуры из этой страны. Они получают степень в УЛИМе, учатся на английском языке, что, опять же, подтверждает интернациональность молдавского образования. Израиль — очень интересная мультикультурная страна, обладающая богатейшим опытом в этой области, причем, постоянно обновляющимся. Конференция, проходившая в университете имени Бен-Гуриона, была на тему разрешения международных  конфликтов и их последствий. Поскольку я занимаюсь научными исследованиями в области связи миграции и  образования, мне было очень интересно  увидеть сам университет, его структуру,  и не просто прослушать презентации, а получить новые, наглядные знания, в форме работы с постерами, познакомиться с фактическим опытом этой страны. Важно было услышать разные точки зрения на происходящую региональную и глобальную миграцию. Радует то, что люди не хотят войны, и делают всё  возможное для сохранения хрупкого, но реального мира. Осталось восхищение работой службы безопасности Израиля, такое чувство защищенности я ранее испытывала только в США. Каждая моя профессиональная стажировка происходит тогда, когда на каком-то этапе у меня появляются вопросы, а учеба может дать мне на них ответы. Это – круговорот: я еду в новую страну, провожу исследования, возвращаюсь, а через время у меня появляется следующая группа вопросов. Таков алгоритм получения новых знаний.

— Какая страна больше всего впечатлила вас?

— Они все прекрасны и самобытны. В Сербии, Хорватии и Македонии — пышная природа, кристально чистые реки и озера. Ниагарский водопад – уникальное зрелище: несколько тонн воды  обрушивается вниз каждую минуту. И радуга — днем и ночью. Марокко – живая сказка, Малайзия – необычная для нас культура.

— Стипендия какого государства оказалась самой щедрой?

— А вот стипендия победителю конкурса выплачивается так,  что прямого доступа к деньгам у него нет. Мне оплатили такси и авиабилет, я приехала в аэропорт, села в самолет, на месте меня встретили и поселили в отеле — тоже уже оплаченном.  На транспорт выдают проездной билет. Первая стажировка в Германии длилась 3 месяца, а проездной  выдали на полгода, причем, он действовал не только по городу, но и за его пределами. Это были приятные бонусы. Все необходимые технические ресурсы для работы тоже входят в стипендию: компьютер, интернет, фотокопирование, ксерокс и принтер. Проживание и питание полностью оплачены, экскурсии.

— Какая-то наличность всё же необходима?

— Вы знаете, стипендия охватывает все практические потребности человека. Ну, разве что, магнитик на холодильник я могу сама себе купить.

— Какие у Вас планы?

— Я просматриваю информацию о конкурсах на сайтах посольств и фондов, аккредитованных в Кишиневе, читаю условия проектов. Как только увижу свою тему, отправлю заявку на участие — надо продолжать работу. Но в Мичигане, за день до отъезда, меня  пригласили поговорить о результатах моего исследования и сделали замечательную подсказку: «В США есть много техник по поводу интеграции новых людей в мультикультурное общество, но попробуйте съездить еще и в Канаду». Так что, мои ближайшие планы теперь распространяются на эту страну.

— Готовите ли Вы презентации в УЛИМе по возвращении со стажировок и научных конференций, делитесь опытом?

— Мы все обязательно обсуждаем с коллегами и студентами профессиональные наработки от поездок, потому что не только я выезжаю за рубеж на конференции, курсы, семинары. УЛИМ всемерно поддерживает  эволюцию и совершенствование.  Да и как наш университет может остановить человека в развитии, если ключевое слово в его названии — «свободный»?

Интервью вела

Ольга Березовская

 

 

 

 

 

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья